Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 73

2. Рассказ о Крещении. Иисус крестится, как бы принимая на Себя страдания мира, появляется голубица, и глас с небес говорит: «Ты — Сын Мой возлюбленный, в Тебе Моё благоволение». Этот рассказ тоже отвечает на вопрос, Кто Иисус по отношению к нам — Сын Божий, в Котором покоится Дух Божий, и не просто Сын Божий, но (цитата из Ис. 40), «в Котором Моё благоволение» — намек на Отрока Господня, который заканчивает жизнь как жертвенный агнец — это Мессия, но не такой, какого ждали иудеи.

3. Рассказ об искушениях. Здесь слушатель шаг за шагом узнаёт о том, как Иисус преодолевает принципиальное зло, Он не поддаётся этому злу; это для Него возможно, потому что Он уникальным образом Человек, Который живет только словом Божиим.

Становится наглядным, что Иисус употребляет Слово Божие не для собственной выгоды, не для власти, не для господства, Слово — не средство к какой‑то цели, наоборот, — всё есть средство для постижения Слова. Иисус подчиняет Себя Слову Божию, и Слово определяет Его жизнь, это делает Его достойным доверия.

4. Рассказ о чудесном улове рыбы (Лк. 5, 1‑11). Ловля — это, конечно, метафора, здесь уже описывается Мессия. Ученики — рыболовы — это миссионерствующая Церковь. «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть», — Церковь знает, что чисто человеческая активность делает любую миссию тщетной, но по приказу Иисуса следует продолжать дело благовестия. Слово благовестия — это сеть. В то же самое время, сеть — это известная метафора эсхатологического собрания народа Божия, и теперь эта сеть, увлекающее слово, в то же время собирающее слово, не может вместить пойманных рыб — она прорывается. Ученики, вслед за ними вся Церковь, только удивляются и исповедуют божественную власть Иисуса: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

Многие мессианские истории говорят о начале жизни Иисуса и Его ранних годах. У Марка этого нет, а у Матфея и Луки есть. Рассказы эти сформировались совершенно явно в диаспоре — в языко-христианской среде или в иудео-христианах диаспоры, а, согласно античным представлениям, начало жизни великого человека показывает то, что с ним будет впоследствии — надо внимательно присматриваться к младенчеству человека.

Такие представления характерны, прежде всего, в иудействе: в книге Исход рассказано о детстве Моисея, что отражает его дальнейшую судьбу.

5. Истории о волхвах с востока, о детоубийстве Ирода, о бегстве в Египет — дают богословское толкование явления Иисуса с т.зр. иудео-христианской Церкви.

Мф. 2 — Иисус — Сын Давидов, что видно и из 1‑й главы (14 — число Давида), Он — эсхатологический владыка народа Божия, и Он не принят именно этим народом, царь Ирод планирует Его уничтожение, книжники помогают ему, указывая, что Он — в Вифлееме, а язычники находят путь к Мессии и поклоняются Ему как Богу. Так осуществляется толкование Ветхого Завета, осуществляется возвещенное пророками эсхатологическое паломничество народов к отверженному Израилем Младенцу. Бог спасает этого Младенца от врагов (второго Моисея).

6. Венок мессианских историй — Лк. 1‑2 главы. Мы видим дальнейшие примеры такого толкования — рассказ о 12‑летнем Иисусе в храме — тоже мессианская история; Иисус является как Тот, Чьё место в храме — в доме Его Отца, поучает в этом храме. Иисус исполняет божественное обетование Своего присутствия посреди народа Израиля (храм — центр Израиля).

6. Некоторые мессианские истории связаны с воскресением, например, Лк. 24, 13‑32 — встреча с путниками в Эммаус. В этой встрече двойной богословский смысл. Во-первых, Иисус признаётся из свидетельств Писания, Он — Тот, в Котором завершается исторический путь Израиля к Богу — «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?», — Мессию в Иисусе мы познаём из свидетельства Писания. Второе признание — из богослужения — преломляется хлеб, и открываются глаза учеников (ст. 30) — это именно то, что в праздновании Евхаристии снова и снова испытывала Церковь.