Иисус не говорит о Себе, что Он — Сын Божий, но очень часто, особенно в Евангелии от Иоанна, Он называет Себя «Сын», а Бога называет «Отец». Выражение «Отец» применительно к Богу хотя употреблялось в еврейском молитвенном лексиконе, но довольно редко и всегда носило не такой интимный характер, как в устах ИХ; «Отец» было всегда что‑то отстранённое, почти тождественное слову «Творец». Когда же Иисус говорит об Отце, то в Его речах это звучит очень родственно. В нагорной проповеди Он призывает своих последователей молиться «Отче наш». Впоследствии, как говорит св. ап. Павел, Дух Святой восклицает в наших сердцах «Авва», что означает на арамейском языке детское интимное обращение к Богу «папочка».
Уже в возрасте 12‑ти лет Иисус (Лк. 2, 49) ощущает Свою тесную духовную связь с Богом как со Своим Отцом, называет Храм домом Отца Своего.
Мф. 11, 27, Лк. 10, 22 Иисус прямо называет Бога Своим Отцом, и «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть».
Выражение «Сын Божий» также несёт в себе смысл «Откровения» — «видевший Сына видел Отца,.. никто не может прийти к Отцу, кроме как через Сына». Особенно часто это выражено в Евангелии от Иоанна, где откровению Бога в Иисусе Христе придается совершенно особое значение.
Сын по понятиям древности, особенно в среде Израиля, должен был быть как бы репликой, повторением Отца, идти по стопам своего Отца. В патриархальном обществе это вполне понятно, недаром, в связи с ростом значимости учителя в Израильском обществе, учителей тоже стали называть «отцами», как мы священника называем «отец». Всё это идет от древности, потому что в понятии [mimesis] ученик должен полностью подражать учителю, чтобы потом самому стать учителем и обучать других, так идет Предание. Сын должен был передавать знание и физическое, и духовное от прежнего поколения к будущему, отсюда понятие «сын» как откровение прежнего будущему, откровение отца внукам. И у евангелиста Иоанна понятие откровения через Сына особенно часто, недаром именно Иоанн называет Сына Божия Логосом.
«Слово» — это всегда способ донесения информации от одной личности к другой. То, что мыслится внутри меня, то находится за пределами познания или уразумения других людей; то, что я сейчас думаю о вас, вы не знаете, но можете знать, если я вам открою, а эта тайна может получить внешнее откровение только через какие‑то знаки, что Библия называет «слово», так что «слово» всегда есть откровение тайны, это апокалипсис некой мистерии.
Уникальные отношения Бога и Иисуса Христа в прологе Евангелия от Иоанна выражено понятием lo,goj. Здесь понятие lo,goj имеет отношение к людям, потому что lo,goj - это всегда «слово», «весть», это божественная весть Бога человечеству, не просто записанное в книге, а раскрытое в некой конкретной личности. Иисус есть такой знак, слово, откровение Бога; постольку, поскольку Он есть Сын Божий, Он — тоже Бог и существует предвечно (Ин.).
Если истинны высказывания Иисуса Христа о Себе как об откровении Отца, то в Нём все наши фантазии о Боге мы можем заменить тем, чем Бог действительно является.
Последнее обозначение Иисуса Христа, которое даётся в НЗ всегда в завуалированной форме. Греческое слово pai/j означает «дитя, отрок, слуга, раб». В НЗ мы не находим, чтобы Иисус говорил о себе буквально «Раб Божий», но в сцене Крещения мы уже видели, что предназначение Его как Мессии на земле было повторением судьбы Отрока Божия из пророчества Исаии (пророчество о страдающем Рабе Ис. 52, 13 — 53, 12).
Концепция Иисуса о том, каким должен быть Мессия, очень отличалось от представлений иудеев Его времени. Иисус убежден, что Его жребий — это страдание. При этом, чаще всего Он использует выражение «Сын Человеческий», когда намекает на Свои грядущие страдания. Евангелия говорят, что сознание этого у Иисуса укрепляется с момента Крещения, когда Он услышал глас Божий: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Моё благоволение». Последние 4 слова — цитата из Ис. о Рабе Божием, которая всякому слышавшему этот Глас Божий немедленно говорила о грядущих страданиях. Этот глас с небес сделало для него, как Человека, явным, что дело Его жизни должно состоять в смиренном самоотвержении. Это убеждение тотчас энергично выражается в Его реакции на три искушения, о которых нам сообщают Мф. и Лк. Сатана искушает Его обнаружить Себя как иудейский Мессия, но Иисус отказывается от этого.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.