Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 74

26.3  Формулы миссии и катехизации

Первая ступень предания — то, что рассказывалось самими учениками, вторая ступень формируется в ранней Церкви, и третья ступень предания — то, что формируется в миссии и катехизации.

Важное место в устном предании составляют формулы (некоторые литургические формулы и исповедания мы уже видели), но непосредственно к богослужению не относились формулы миссии и катехизации, они в сжатой форме высказывают содержание веры — резюме веры древней Церкви.

Формулы имеют два признака:

1. Понятийная точность — каждая формула стремится предельно понятно, предельно точно отразить содержание веры и, тем самым, уберечь её от ложных толкований.

2. Выразительность. Формулы должны легко запоминаться, поэтому нужна не только понятийная, но и языковая четкость, иногда поэтичность (созвучия, параллелизмы).

По функции текста в жизни Церкви (Sil) формулы различаются на миссионерские (вне Церкви) и катехизаторские (внутри Церкви), есть и переходы.

26.3.1  Материал миссии

Первые миссионерские свидетельства предназначались для Израиля — вопреки видимому поражению в смерти, Иисус — Спаситель Израиля, поставленный Богом, и эта смерть преодолена Богом через Воскресение. Смерть — дело людей, гибельное событие, а воскрешение — дело Бога, спасительное событие. В результате воскресения, для иудеев ещё есть возможность достичь спасения — принять веру.

Сюда относятся т.н. «контрастные формулы», они состоят из трех частей:

а) вы убили Иисуса;

б) Бог воскресил Его и сделал Мессией;

в) мы — свидетели этого.

Эти формулы встречаются, прежде всего, в проповедях апостола Петра (Деян. 2, 22‑24; 4, 10 и 10, 38‑39).

1. «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (2, 22‑24).

2. «Именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав» (4, 10).

3. «Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (10, 39‑40).

Это очень древние свидетельские предания, это — призыв к Израилю во имя Бога, действующего через Иисуса. «Вы его убили» нельзя понимать антииудейски или антисемитски, как это, увы, часто понималось в раннее средневековье, это было обусловлено ситуацией, когда мы встречаем у св. Иоанна Златоуста антииудейские выпады в канонах, у св. Василия Великого ещё более резкие, за которые сейчас человека присудили бы к тюремному заключению. Но это было в то время, когда все евреи были иудеями, во времена середины 1‑го тысячелетия иудеи относились к христианам враждебно, к тому же слишком буквалистское понимание слов Писания, особенно Евангелия от Иоанна, где говорится, что иудеи его распяли и убили (но, ведь, не все иудеи, а конкретные иудеи, о народе нельзя говорить). В данном случае эти слова нельзя понимать антииудейски, сам Петр был из иудеев и не отделял себя ещё от иудеев. Все эти формулы укоренены в той ситуации, когда вопрос был открыт — иудеи могли пойти сюда или туда.

Особенно важна формула из Рим. 1, 3‑4, очень интересная иудео-христианская формула миссии: «Иисус Христос, рожденный из семени Давида по плоти, поставленный (РБ — «отрылся»), как Сын Божий в силе по духу святыни, из воскресения мертвых, Иисус Христос — Господь наш», — т.е. после воскресения из мертвых Иисус был соделан (поставлен, назначен) Мессией, Сыном Божиим.