Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 11

Некоторые правила были просто абсурдны, какой‑то нонсенс. Портной не имел права выйти из дома с заколотой на лацкане иголочкой даже в пятницу, потому что суббота случайно может застать его с орудием его труда, а в субботу нельзя работать.

В субботу можно было выходить на прогулку, но не дальше, чем 2000 локтей (~1 км.). Это и есть тот самый субботний путь, который упоминается в Евангелии.

До сих пор иудеи стараются придерживаться каких‑то правил субботы. Везде всегда публикуют календарь, где указан, в какой час заход солнца в каждый день. С заходом солнца начинается суббота. По всей стране звучат сирены, которые указывают на наступление субботы, а перед этим за 2‑3 часа закрываются все фабрики, учреждения, люди спешат накупить продуктов на субботу с тем, чтобы завтра никуда не выходить из дома, кроме как в ближайшую синагогу. Нельзя разогревать пищу, поэтому либо ешь холодное, либо согрей заранее и закутай, чтобы она не остыла. Теперь, правда, дело облегчается: конечно, спичку нельзя зажигать, чтобы поднести к газовой плите, или включать штепсель в электрическую розетку, но зато существует реле времени, которое само включает плитку, когда это надо. Это смешно, но отражает буквальную верность Закону.

Несмотря на абсурдность многих правил, нет сомнения, что большинство фарисеев старались их соблюдать. Иосиф Флавий пишет: «Горожане относятся к ним с крайним уважением, ибо они и молятся, и придерживаются высочайших моральных устоев». Но, тем не менее, Иосиф их тоже осуждает как лицемеров. Он считает, что соблюдение их правил для них стало слишком важным, заменило для них веру и религию как таковую: упрек, близкий к тому, какой бросает им и Иисус Христос, и апостол Павел. «Знать Бога» для них было тождественно «исполнять их правила», «принадлежать к их партии». Вместо того, чтобы размышлять над Законом и хранить его, они, на самом деле, были поглощены собственными нравственными достижениями — это для них было самое важное.

Богословие фарисеев не оставляло места Богу Иисуса Христа, тому Богу, Которого Иисус называл Отцом — Богу милостивому и любящему, Который был обращен к грешникам, блудницам, нищим в их нужде больше, чем к тем, которые считали себя благочестивыми. Никто из фарисеев не мог сказать с Иисусом: «Я пришел призвать не праведников, но грешников».

Фарисеи признавали авторитет всего Священного Писания. Они не испытывали трудностей в вопросе о вечной жизни, о воскресении, ждали пришествие Мессии. Сами они никогда не участвовали в мятежах, но, вероятно, сочувствовали тем, кто мятежи устраивал.

11.3  Зилоты

Это мятежная партия. Это те, кто более других был вовлечен в прямые действия против римлян. Слово «зилот», «zhlwth,j» от глагола «zhlo,w» — быть старательным, ревновать и в прямом, и в переносном смысле.

В релизиозном плане они, скорее всего, разделяли позиции фарисеев, но над всеми религиозными воззрениями у них господствовала одна идея-fix — у них нет иного Господа, кроме Бога, и поэтому никому нельзя подчиняться, кроме как Богу. А потому римляне должны быть изгнаны любой ценой, даже если весь Израиль будет истреблен.

Согласно Иосифу, их основателем был Иуда Галилеянин, который в 6‑м году, когда сместили Архелая, и римляне стали править Иудеей непосредственно, поднял восстание. Иосиф пишет: «Эти люди согласны во всем с фарисеями, но у них неутолимая страсть к свободе, они убеждены, что только Бог может быть их единственным Господином; никакой страх не мог подвигнуть их присвоить этот титул кому‑либо другому».

Зилоты были террористами. Террор — вот метод их борьбы. Террор направлялся против отдельных римских чиновников, небольших групп солдат, которые отбивались от своих, против иудейских чиновников, которые сотрудничали с оккупантами, против простого населения, которое законопослушно уплачивало подати и налоги. В таких случаях, как это сейчас происходит, например, в Алжире, зилоты могли группами нападать на какую-нибудь деревню и вырезать там всё население за то, что они на прошлой неделе уплатили все подати. Конечно же, основная месть была направлена против мытарей. Им без телохранителей, вероятно, невозможно было и на улицу выйти.