Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 22

Конечно, Иоанн не был единственным странствующим пророком того времени. Многие говорили о том, что придет обещанный Мессия, Спаситель, для того, чтобы установить новое общество, новую семью Божию. Так было до Иоанна, так делал Иоанн, так было и после Иоанна. Очень многие пророки появлялись, достигали большой популярности. Но отличие Иоанна в том, что он не стремился к популярности. Он указывал не на себя, а на Сильнейшего. Палестина в то время имела множество самозванцев. Псевдо-христы появлялись чуть ли не каждый год. Они претендовали на то, чтобы быть спасителями, которые поставлены для избавления общества от политических, от социальных угнетений того времени и утверждали, что обладали полномочиями. От мессий требовалось, чтобы они доказали то, что они — Мессии, то есть от них требовалось совершения так называемых чудес или знамений легитима,ции. Мессия должен был быть вторым Моисеем. Он должен был сотворить все чудеса, которые творил Моисей, и, вообще, все чудеса, которые упоминаются в Ветхом Завете, и, тем самым, показать, дать знамение (чудо в данном случае было знамением), что он Мессия легитимный, законный. Появлялись лже-мессии. Иногда они были сумасшедшие, которые искренне верили, что они Мессии, как сейчас много Наполеонов и Сталинов, и искренне верили, что, по воле Божией, могут сотворить эти чудеса легитимации, а народ простодушный. Говорит какой-нибудь такой Мессия с горящими глазами, возбужденный и эмоциональный о том, что он завтра придет на Кедрон, жезлом своим коснется его, и он расступиться «сюду и сюду», как Моисей делал в свое время. Приходит он на поток Кедрон, собирается десятитысячная толпа народа из Иерусалима, из окрестностей, все с нетерпением ждут совершения чуда, потому что думают, что час спасения настал, как только он покажет это чудо легитимации, сразу снизойдет Дух Святой, и всё преобразится. Колотит он по воде этой палкой, и ничего не происходит, но, все таки, происходит: появляются римские воины, которые чувствуют, что здесь толпа, нелегитимно собравшаяся (незарегистрированная демонстрация), и начинают избиение, погибает масса народа. Так было почти каждый год. То восходит кто‑то на гору и также собирает вокруг себя толпу. И говорит, что он прокричит трижды, и стены Иерусалима падут, как некогда пали стены Иерихона. Он кричит и кричит, но ничего не происходит. Опять появляются римские войска, опять происходит избиение.

Иоанн не претендовал на это. Он считал себя лишь ангелом, то есть вестником Того, Кто придет. Или еще говорится о том, что он fwnh, — голос. «Глас вопиющего» — «fwnh. bow/ntoj».

«...в пустыне приготовьте путь Господу». Этот ангел послан принести Ев‑ангелие, то есть благую весть, добрую весть, что Царствие Божие у порога, приблизилось, вот-вот начнется. Те иудеи, которые ожидали Мессию, знали, что Его вестник, Его ангел, будет подобен ветхозаветному пророке Илии, согласно пророчеству (Мал. 4, 5). Иоанна Крестителя считали именно таким человеком, вернувшимся Илией, либо человеком, наделенным силою Илии, потому что описание его жизни и одежды, и пояса, и саранчи все как бы взято из третьей книги Царств, потому что он явно подражал Илье. 3 Царств 17‑19 главы. Не только Новый Завет, но Иосиф Флавий описывают Иоанна Крестителя в книге "Иудейские древности" в 18‑й части. Он описывает его дело, как призыв к покаянию с тем, чтобы морально быть готовым к встрече с Мессией.