Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 31

Итак, чаще всего «Сын Человеческий» используется в связи с новым мессианским смыслом — Мессия не как политический вождь, а как страдающий Искупитель.

17.2  Христос

Сам к Себе этот титул ИХ не применял. У Марка есть один случай (14, 61‑62), но он неясный; Мк. 9, 41 также не очень ясно, некоторые подвергают сомнению подлинность этого места. Во всех остальных случаях Иисуса так называют другие (Петр, бесноватый 5, 1‑20, Вартимей 10, 46‑52 — Сын Давидов, т.е. «Христос»). В каждом из упомянутых случаях Иисус по-разному относится к утверждению о том, что Он — Мессия. Перед первосвященником ясно, что Он будет осужден в любом случае, поэтому Он без колебания говорит «Аз есмь», и тотчас перефразирует, что Он — Сын Человеческий, чтобы не подумали, что Он — такой Мессия, Которого они ожидают. В других случаях он приказывает никому не говорить об этом, т.е. каждый раз поведение Иисуса зависит от обстоятельств.

Почему ИХ запрещает говорить, что Он — Мессия? Возможны два объяснения.

1. Первое было дано немецким ученым Вильгельмом Врэ,де (Wilgelm Wrede), знаменитым исследователем кон. XIX — нач. ХХ века. В 1905 году появилась его книга о Евангелии от Марка, где Wrede анализировал феномен, который он назвал «Messiasgeheimnis» — «Мессианская тайна» или «тайна Мессии». Когда вокруг начинают говорить о мессианстве Иисуса, Он отдает Своим ученикам, а также бесам, исповедающим Его, приказ молчать, держать в тайне это. Исцеленные Иисусом обычно очень непослушные люди, — всем болтают; бесы послушны, никому не рассказывают (так у Мк.). Мессианство Иисуса как бы скрывается. Как объяснил Wrede, этот мотив мессианской тайны, которого, правда, нет в других Евангелиях, говорит о том, что Иисус не претендовал быть Мессией, но после Его Воскресения апостолы верили в то, что Он — Мессия. Тогда возникала проблема при описании жизни Иисуса; почему Мессия не говорил о Себе, что Он — Мессия, почему люди не узнавали, что Он — Мессия; этот пробел между собственной верой и реальностью «исторического Иисуса», которая дошла до них по преданию, составители Евангелия заполнили (в частности Марк) мотивом мессианской тайны. Т.е. Wrede говорит, что идея мессианской тайны придумана Марком, составителем первого Евангелия.

Это вряд ли так. Неоспорим тот исторический факт, что Иисус был приговорен к смерти за то, что Он претендует быть Царем Иудейским, правда, не таким, какого ожидали, претендует быть Христом, правда, не таким, каким ожидают Его.

2. Скорее всего, ИХ не употребляет по отношению к Себе имя «Мессия» и не хочет, чтобы о Нем так говорили, этого избегает потому, что говорили они о разных вещах: ИХ об одном, а ученики и народ — о другом; говорить о себе открыто, что Он — Мессия, означало создавать вокруг себя напряженную атмосферу непонимания раньше времени, и раньше времени прийти в столкновение и с иудейскими, и с римскими властями.

Но многие события в жизни Иисуса говорили о том, что Он прекрасно сознавал Своё мессианское достоинство, только прямо об этом не говорил. Сам смысл Его чудес и знамений говорил о том, что Он понимал Себя как Мессию. Вход Господень в Иерусалим — на осле — это утратило бы смысл, если это не было бы символическим изображением мессианства, и восторг народа, который понял этот знак, говорит о том, что Он понимал Себя как Мессия. Именно после этого Его через неделю убили.[4]

Лекция 17.10.97 НЗ

17.3  Сын Давидов

Это самое употребимое среди других титулов, которые употребляются в Евангелиях и других книгах, которые равнозначны понятию «Мессия». Для слышавшего это наименование иудея это звучало «Христос», «Мессия». Иногда, особенно в Евангелии от Матфея, выражение «Сын Давидов» или «Давид» особенно подчёркивается.