Писатели Нового Завета прекрасно понимали эту проблему, особенно ап. Павел, и дали свои ответы. В 1 Кор. 15, 17, говоря о воскресении Иисуса, Павел очень строго подчеркивает фактичность Воскресения, как необходимого элемента в его христианской вере — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна».
Разные сообщения о раннехристианской вести (керигме), особенно кн. Деяний, — это изложение фактов об Иисусе, т.е. ИХ Нового Завета — это не фантом, а реальная Личность, имеющая значение для нашего мира, потому что Он в нем жил, Он в нем живет. В конечном результате, исторический Иисус может быть только Иисусом церковной веры, и наоборот.
Эти вопросы историчности интересовали, скорее, не библеистов, а богословов, философов, библеисты же занимались своим рутинным делом — исследовали букву Писания, и т.о. мы переходим ко 2‑й теме новейшей библеистики.
Говоря о НЗ (а поначалу литературная критика возникла по отношению к ВЗ), мы должны упомянуть, прежде всего, т.н. «синоптическую проблему». Три Евангелия называются синоптиками; это началось с сер. XVIII века, когда появился т.н. Synopsis — соединение в 4‑х колонках Евангелий по тематике; он был издан в Германии и породил целый ряд размышлений и исследований. Было очевидно, что первых три Евангелия очень похожи друг на друга, их можно расположить по параллельным местам, а 4‑е Евангелие стоит в стороне. Первые 3 Евангелия были названы «синоптическими», — т.е. теми, которые можно обозреть вместе (Syn‑opsis).
Между этими Евангелиями существуют как сходства, так и различия, которые, на первый взгляд, совершенно беспорядочны, т.е. не поддаются классификации. Это заметили с древности, и этот феномен стали называть concordia discors — «согласие несогласное», «противоречивое непротиворечие». Долгое время господствовали попытки привести Евангелия к гармонии, к непротиворечию в содержании во всех деталях, которые не увенчались успехом на протяжении 2000 лет.
Это очень рационалистические попытки, которые начались очень давно. Первая такая попытка была у Татиана (Diatessaron). Но особенно отличился в этом отношении блж. Августин, который написал трактат «De consensu evangelistarum» — о согласии Евангелистов — Евангелисты не могут противоречить друг другу, они должны непременно и обязательно быть согласны; потому их возможно привести к непротиворечивой гармонии. Собственно, есть только одно Евангелие, которое есть в 4‑х разных формах, и эти 4 формы можно обратно соединить в одно Евангелие.
В нашей отечественной литературе: проф. Богдашевский (КДА, XIX), — человек почти всю жизнь потратил на то, чтобы разные евангельские сообщения привести к гармонии во всех деталях с т.зр. верующего человека, который со своей рациональной верой стремится всё привести к гармонии.
Нецерковная сфера, хотя бы Евангелие Толстого — попытка заменить 4 Евангелия одним своим выдуманным, зато не противоречивым.
Церковь относилась к этим попыткам всегда без особого внимания (богословы что‑то там делают), но в практической литургической жизни Церковь предпочитала этой навязанной гармонии реальность 4‑х различных, часто противоречащих друг другу, Евангелий.
С XVI века, со времен Эразма и возрожденческих ученых, стали относиться к этой проблеме более объективно.
Самую большую работу в сопоставлении текстов проделал Griesbach в своем Synopsis’e, отсюда и получила название проблема — «синоптическая». Подчеркну, это не проблема для Церкви как Тела Христова, это проблема для ученых.
Синоптической проблемой называется отношение совпадений и различий в содержании, порядке изложения и в словесном выражении (букве).
Мы должны ввести классификацию.
1. Тройственное предание (иногда называют Марково) — это тот материал, который содержится во всех трех Евангелиях одновременно (может быть, в разном порядке):
Мк. из 661 стиха — 330 стихов (1/2 содержания);
Мф. из 1.068 — 330 (1/3);
Лк. из 1.150 — 330 (~1/3).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.