Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 4

Основной мистический культ — посвящение. Человека клали в яму, а сверху на железную решетку клали быка с перерезанным горлом. Кровь быка текла на посвящаемого, и он, хотя и находился в земле, был «погребенным», но уже имел задатки воскресения — был окроплен кровью божественного тельца.

5.09.97

6.  Иудаизм в Римской империи

Как ни странно, иудейство было достаточно популярной религией в эллинистическом мире. Для этого был целый ряд причин.

1. Существовало очень много иудеев рассеяния. Мы знаем 2 типа иудеев рассеяния:

а) евреи;

б) эллинисты.

Слово «еврей» имеет достаточно сложную историю. Евреем, например, называется Авраам в книге Бытия, но имеется ввиду, что он — потомок Евера. И в этом первичном библейском смысле евреями называются все потомки Авраама по крови.[1] В I веке евреями стали называть не всех потомков Авраама, а это слово специфично означало тех евреев рассеяния, которые строго придерживались своих отеческих обычаев, например, еврейского языка (в синагогах они изучали Библию по‑еврейски, слушали по‑еврейски, именовали своих детей еврейскими именами, не общались с язычниками).[2]

Но существовали и другие иудеи рассеяния, которые назывались «эллинисты». Это те иудеи, которые уже забыли еврейский язык, которые в синагогах слушали Библию по‑гречески (LXX), называли своих детей греческими, римскими именами, носили греческие, римские одежды и т.д.

В любом случае, иудеи были широко распространены по всей Римской империи, жили в крупных городах. И где бы они ни жили, они всегда сохраняли свою религию крепко, как евреи, или ослабленно, как эллинисты, но, во всяком случае, стиль их жизни отличался в той или иной степени от стиля жизни их окружения. Они всегда сознавали своё глубокое отличие от своего языческого окружения, от своих соседей, но были рады, когда язычники переходили в иудейство. Становились они сначала «боящимися Бога», т.е. они ещё не принимали обрезание, не принимали на себя всё бремя закона, но старались придерживаться моральных установлений Моисеева закона. Но бывали и полностью обратившиеся — обрезанные и крестившиеся иудеи.

С точки зрения Рима, Запада, иудейство было восточной, экзотической религией. Мы уже говорили, что всё восточное воспринималось с восторгом, было привлекательно, таинственно. Но, в отличие от эзотерических религий мистерий, иудаизм был понятен для всех внешних. Кроме того, люди могли наблюдать воздействие иудейства на жизнь людей: высокие моральные устои. Разумеется, среди иудеев было масса грешников, но, всё таки, закон иудейский был гораздо выше моральных римских законов. Кроме того, люди могли прочесть иудейское Писание. Древний мир не знал «писания», и только иудейство имело такую серьезную, глубокомысленную и великую книгу, а она была уже переведена на греческий язык, который знали все. Это открывало большую возможность для обращения лицам неиудейской крови. Надо сказать, что раввины постоянно использовали эту возможность, и Иисус Христос Сам говорил об энтузиазме иудейских миссионеров. Мф. 23, 15, где Он говорит о том, что «вы (книжники и фарисеи) обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного человека».

Конечно, отклик в сердцах людей находил иудейский ригоризм, нравственная строгость в вопросах личной и общественной морали. Люди были неудовлетворены вседозволенностю, распущенностью нравов своего времени в их культуре. Это напоминает отчасти современный мусульманский фундаментализм, когда масса людей становится недовольной той распущенностью, которая к ним в исламские страны притекает преимущественно из Европы, и стараются обратиться к каким‑то глубинным корням, к строгости.

Крогда ап. Павел и другие апостолы несли своё благовестие об Иисусе Христе в Римской империи, то часто они встречали горячий прием именно среди полуобращенных или обращенных язычников («боящихся Бога», каким был, например, римский сотник Корнилий). Отсюда и миссионерская практика ап. Павла: всюду, где бы он ни появлялся, он сначала шел в синагогу, там проповедовал, находил сопротивление со стороны, как правило, евреев, большее понимание у эллинистов и, часто, полное понимание у прозелитов и «боящихся Бога».