Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 20

Затем мы слышим об Иисусе, когда Ему уже тридцать лет. Тридцать лет — это возраст совершеннолетия. У нас совершеннолетие считается в 18 лет, когда человек становится гражданином, то есть имеет право участвовать в выборах, а в Иудее тридцать лет было возрастом совершенства. Именно тогда начиналось то, что греки называют «avkmh,», то есть рассвет. С этого возраста человек мог читать в синагоге Закон (здесь имеется ввиду читать во время богослужения) и проповедовать. До этого возраста это было запрещено. В Римской империи совершеннолетие могло наступать и не в тридцать лет, это характерно только для Иудеев. Имущественное совершеннолетие, а Иудея подчинялась законам Римской империи, зависело от так называемого [поте,стас па,три], то есть власти отца. При рождении мальчика отец своею властью назначал определенный срок совершеннолетия своему ребенку. Он мог, конечно, потом в течение лет изменить этот срок. Это официально фиксировалось через нотариусов. Этот акт совершеннолетия назывался "усыновление", термин который вы часто встречаете в Евангелиях, — наше усыновление Богу. Например, послание к Галатам: До тех пор пока вы были младенцы, вы были под властью детоводителей, — так называемых педагогов. И ребенок ничем не отличался от раба, хотя потенциально был наследником всего, был сыном. Формально, то есть физически, был сыном, но еще не вступил в права, у него не было еще совершеннолетия, сыновства в срок, отцом назначенный. И Павел там говорит, что срок, Отцом назначенный, было явление Иисуса Христа и пришествие веры, Евангелия. Теперь мы уже в школе у Христа. Педагог остался за дверью — он нам больше не нужен. Теперь мы в школе, теперь мы совершеннолетние и мы уже не рабы, а наследники, распоряжаемся имуществом.

Его троюродный брат Иоанн Креститель начал религиозное движение и привлек к себе много последователей, что мы особенно видим в Евангелии от Иоанна. Последователи Иоанна Крестителя считали его Мессией, и секта иоаннитов существовала до VII или VIII века по Р.Х. и эта секта была яростной противницей христианства, отголоски этого мы находим особенно в Евангелии от Иоанна. Сам же Иоанн Креститель, конечно, не имел отношение к этой секте, которая возникла после него, так же как здесь Иоанн Кронштадтский не имел отношения к секте иоаннитов, которая возникла после него. Иоанн жил аскетической жизнью в Иудейской пустыне, носил платье из верблюжьей шерсти, ел пишу пустыни: саранчу, дикий мед и т.д.

Марк 1-ая глава: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков», — в некоторых списках «у пророка Исаии», — «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». «Явился Иоанн, крестя в пустыне» «Bapti,zwn evn th/ evrh,mw|», т.е. буквально «крестящий в пустыне». «И проповедуя крещение покаяния». Тут стоит знаменитый новозаветный глагол khru,ssw, что у нас обычно переводится как "проповедует". Khru,ssw, отсюда kh,rux — глашатай, люди, которые объявляли царские указы. Khru,ssw означает «объявлять, заявлять, провозглашать». Он провозглашал: «Креститесь! Покайтесь!». Он провозглашал крещение покаяния — «ba,ptisma metanoi,aj», «meta,noia» — это изменение. Л.П. Красавин придумал слово «умоперемена» — «изменение направления ума», внутренней жизни. Nou/j означает не интеллект, как в русском и во всех европейских языках, в Библии тоже самое — «дух» человеческий, означают просто «весь объем внутренней жизни». Meta- означает "перемена".

nou/j — ум,

frosu,nh (корень fren-) — это всё внутренняя жизнь,

avno,ia — безумие и т.д.

Крещение было только единократным. Крестили язычника, когда он переходил в иудейство, становился сыном Божиим, Израилем. Перед крещением человек проходит ряд разных обрядов. А здесь Иоанн, обращаясь к иудеям, говорит, что их надо крестить, что они — не сыны Авраама, они уже сыновство Божие, сыновство Авраамово потеряли в своих грехах, они — не лучше язычников, их самих надо приводить к иудейству. Это, конечно, было очень революционно. Он указывал путь: «meta,noia» — покаяние для прошения грехов.