Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 88

28.1.2  Евангелие как литературный жанр

Жанр евангелия можно считать христианским изобретением, потому что античная литература не знает для этого жанра непосредственных образцов, и автор древнейшего Евангелия (по древней церковной традиции — Марк) впервые сотворил эту форму, вместе с этой формой и модель для множества последующих Евангелий — 4 канонических, остальные — апокрифические. Определить литературную особенность этого жанра не так просто. Первая половина ХХ века дала три основных характеристики этого жанра:

1. Централен керигматический интерес, т.е. события, которые вызывают веру, пробуждают, обосновывают веру, это речи и дела Иисуса. Керигма — это весть, которая призвана пробуждать веру. Здесь такой керигмой являются слова и дела Иисуса. Они направлены непосредственно слушающим и читающим эту весть.

2. Канонические Евангелия определены предыдущей устной и письменной традицией. Писательская деятельность автора состояла, в основном, в собирании, компоновке и редакции уже имеющегося материала.

3. Евангелия — не биография в современном смысле. Классическая античная биография имеет дело с непрерывным описанием внешнего и внутреннего развития некоей личности прошлого от начала жизни до смерти. Рассказ об Иисусе концентрируется на очень кратком времени Его деятельности: от Крещения Иоанном до распятия (если не считать Евангелий от Матфея и Луки, где есть фрагментарные рассказы о детстве Иисуса Христа). Никакой хронологической непрерывности собственно нет, просто рядом сопоставляются отдельные эпизоды, нанизываются притчи, чудеса, эти отдельные эпизоды мы называем «перикопы». А о внутреннем развитии Иисуса мы вообще ничего не узнаём. Так было в начале ХХ века.

Но последующие исследования привели к некоторым уточнениям этих трех свойств, хотя основное их содержание сохраняется. Например, становилось ясным, что существует соприкосновение с античными фольклорными биографиями. Таких биографий сохранилось мало: жизнь Эзопа и жизнь Гомера. Эти «жизни» показывают заметное родство с Евангелиями. И здесь, и там в центре герой, изображается жизнь, которая наполнена хронологическими и географическими деталями, часто не связанными между собой, нет никакого ни внешнего, ни внутреннего развития, речь идет, прежде всего, о прошлой истории.

Это затрагивает критический центр дискуссии, появляется некая проблема о писательской цели Евангелий: отношение между керигмой и историей, т.е. возвещение о спасении (керигма), с одной стороны, и прошлая история — с другой стороны. Что важнее: современная весть или изображение каких‑то прошлых исторических деталей? Иногда история в Евангелиях понимается как незначительный побочный продукт творчества, а самое главное — весть о спасении. Для Евангелия Иисуса Христа характерна взаимосвязь всех событий в Его жизни, которая фиксирована во времени и пространстве. Именно эта связь событий и является определяющей для веры и надежды современной Церкви (т.к. керигма), в этом и состоит качество Евангелия. В той мере, в какой история Иисуса описывается как прошлая, в той мере эта история — биография (близка к биографии), но в той мере, в какой это — история спасения для нас сейчас, она решительно отличается от биографии (история — биография, керигма — не биография). Это отличие от биографии и определяет жанр Евангелия — не только биография, но и история спасения. Но именно история жизни — всей жизни Иисуса (не только земной) — это история нашего спасения.

Исследования последних десятилетий научили нас также диффиренцированно судить о писательских достижениях отдельных евангелистов. Появилась т.н. «история редакций», «история композиций», эти исследования творчества евангелистов показало, что деятельность евангелистов не ограничилась простой передачей и собирательством; наоборот, евангелисты считались с определенными церковными ситуациями, с богословскими концепциями и соответственно перерабатывали дошедший до них материал. Т.о. история Иисуса как биография или как керигма понималась и толковалась как слово для их времени, для их Церкви. Да, это прошлая история, но она не отделяется временно,й дистанцией от современности, но воздействует на эту современность и изменяет её.