Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 35

Согласно Мк. 2, 20, Иисус на самой ранней стадии Своей деятельности предупреждал Своих учеников, что близок день, когда Он (Жених), будет отнят от своих друзей.

Немедленно после исповедания Петра Иисус опять повторяет, что Сыну Человеческому (указание на страдание) много должно пострадать (Мк. 8, 31).

«Сын Человеческий пришёл, чтобы отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).

Когда Иисус называется «Агнцем» (Откр.), здесь тоже отчасти выражен не только искупительный момент, но и намёк на Ис.: «яко овча на заколение ведеся».

17.6  Резюме о наименованиях

Итак, мы рассмотрели различные наименования, которые Иисус использовал для того, чтобы объяснить Себя людям. Все эти наименования имеют один очень ясный смысл - все они говорят об уникальном отношении Бога и Иисуса, а также об уникальных полномочиях Иисуса (власть, учение со властью). Эту власть мы видим, например, в прощении грехов другим людям. Когда иудеи возмутились и возопили: «что этот так говорит?!!», они справедливо усмотрели в притязаниях Иисуса то, что по праву могло принадлежать только Богу. Следовательно, отпуская грехи, Иисус явно даёт понять, что Он Божествен.

Кроме того, Он требует от Своих учеников такой преданности, на которую не имеет права претендовать ни один простой человек. Это мы видим уже буквально с первых же строчек, где сообщается о призвании учеников. После искушений в Мк. 1, 15 и далее: «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков,.. и они тотчас последовали за Ним,.. тотчас оставили отца своего и последовали за Ним». В подлиннике (1, 17): Deu/te ovpi,sw mou — это очень резкий военный приказ военоначальника, который зовёт солдат из окопов в бой. Конечно, это речь богословская, и здесь исторически могли быть другие выражения, текст же показывает именно властный характер призвания — то, на что простой человек претендовать не может.

В Ин. это выражено в словах, которые полностью отождествляют Иисуса и Бога-Отца: «Я и Отец одно». Так сказать не мог никто из учителей Израиля. Многие слова Иисуса могли сказать и другие. Многие могли сказать: «ненавидящии Меня ненавидят и Отца Моего», но никто не мог сказать «Я и Отец одно» или «видевший Меня видел и Отца».

Несмотря на все эти свидетельства НЗ, не говоря уже о Предании Церкви в целом, секулярные историки говорили, что Иисус жил просто как странствующий иудейский учитель, что Он не претендовал быть даже пророком, что Его обожествила ранняя Церковь, особенно ап. Павел. Но мы не должны забывать, что предание о словах Иисуса были зафиксированы после земной жизни Иисуса через очень короткий промежуток времени, гораздо раньше, чем сообщения о жизни, например, Платона, которые появились спустя лишь пару столетий.

Если считать, что все претензии Иисуса на божественность, на особенность отношений с Отцом были ложными, то мы, вслед за иудеями, врагами Иисуса, этими «благочестивыми» раввинами, считать Иисуса либо заблуждающимся, либо обманщиком, т.е. расценить Его наподобие тех «мессий», которые в великом множестве появлялись в I веке. Но их влияние было очень краткосрочным, и все они уже полностью забыты, а ИХ не был забыт; и если позднее Его последователи добавляли какие‑то новые заявления о Его религиозном значении, то эти новые заявления были прочно основаны на Его собственном учении о Себе и о Своём месте в плане Божиего домостроительства.

Лекция 21.10.97 НЗ

18.  Смысл крестной смерти Иисуса Христа

Первые исповедания, если не считать самого первого, которое гласило: «Иисус Христос — Господь», это было слово о Кресте, которое для погибающих — юродство, а для нас, спасаемых, — сила Божия; слово о Кресте, собственно, и было «Евангелие».

«Христос умер, погребен, воскрес и явился (являлся)». Это самое краткое первое исповедание, и в этом и состояло Евангелие. Почему умер Иисус Христос? Ни на какой другой вопрос об Иисусе Христе не давалось и не даётся так много различных ответов. В известной мере наш ответ зависит от того, как мы ставим вопрос.