Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 83

Если бы первоначально Q содержал такие блоки речей, то было бы необъяснимо, почему Луке потребовалось разделять всё это и разбрасывать по всему Евангелию. Скорее всего, всё происходило наоборот: Лука сохранил последовательность, которая до него дошла, а Матфей систематизировал её.

Таким образом, можно составить набросок содержания Q, согласно Луке. Содержание разделяют на 11 параграфов:

1. Проповедь покаяния св. Иоанна Крестителя, Крещение и искушение (Лк. 3,2-4,13).

2. Программная речь о Царствии Божием. Начало — блаженства (у Матфея они изысканно литературно оформлены), кончается речь притчей о строительстве дома на песке или фундаменте, присовокупляется пример для слушателей — рассказ о сотнике из Капернаума (6,20-7,10).

3. Отношение Иисуса к Иоанну Крестителю и суждение современников об Иисусе и Иоанне (7, 18‑30).

4. Послание на проповедь (о последовании, о задаче, о власти учеников и блаженства видящим) (9,57-10,54).

5. Поучение о молитве (11, 2‑13).

6. Спор с фарисеями (о веельзевуле, о знамении и возвещение «горя») (11, 14-52).

7. Об исповедании Иисуса (12, 2‑14).

8. О заботе (12, 22 53).

9. Сборник притч и образных речений (12,54-16,13).

10. О соблазнах (17, 1‑6).

11. О конце (16,22-19,27).

Богословие Q.

В Q отсутствуют основные элементы благовестия о Христе, т.е. страсти и весть о воскресении. Крест не играет своей роли и вообще не появляется, отсутствует радикальная критика Закона. Это вызывает вопрос: каков Иисус источника логий Q, Кто Он? Как пророк спасительной вести от Бога. Как этический учитель. Иначе говоря, Иисус — носитель вести, но скорее всего не содержания это вести; весть от Бога, Иисус принес её, но Сам Иисус не становится содержанием Евангелия. Это и так, и немного не так. Основной упор в Q сделан на принесение вести, т.е. Иисус здесь изображен как последний вестник Божий перед началом конца, причем, Он — вестник для Израиля, для народа Божия. Тем не менее, есть такие элементы, которые указывают, что спасение или погибель зависит от отношения к Самому Иисусу, а не только к Его вести. Есть элементы, где Иисус возвещает не только премудрость Божию, но и Себя Самого, хотя на этом нет акцента.

Связь с литературой премудрости совершенно определенна и очевидна, она формальна и содержательна. Иисус являет премудрость Божию, Он — носитель этой премудрости, пророк премудрости. Премудрость желает быть принятой в Израиле, но не принимается им. В этом смысле важен отрывок Лк. 7, 33‑35:

«Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее».

Обычно много вопросов относительно этого отрывка. Перед этим отрывком Господь сказал фарисеям и законникам, которые отвергают волю Божию от себя, не крестившись от Иоанна Крестителя: «С кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали». Этим детям подобны фарисеи и законники, а те чада, которые оправдывают Премудрость, — это подлинный Израиль. Оба, — и Креститель, и Иисус, — названы носителями премудрости, она (премудрость) свидетельствует о себе и через деятельность Иоанна, через уста Иисуса, но есть угроза, что эта премудрость не будет принята, отвержена, и в этом отвержении свершится окончательно уже предреченное пророками отвержение и убийство Израилем вестников Божиих. Об этом говорит логия 11, 49‑51: «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего». «Род сей» — это иудейские современники Иисуса, род сей как бы сопротивляется тому, чего требует встреча с премудростью Божией. Таким образом, здесь выражено то, о чём говорила литература премудрости в ВЗ: премудрость приходит, её отвергают.