Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 79

III. 1 Тим. 3, 16, начать его надо с «Благословен Иисус Христос», затем — «Который явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

К сожалению, все глаголы здесь переведены либо активно, либо возвратно, но здесь везде пассивная форма: Он был явлен во плоти, оправдан в духе, был показан Ангелам, был проповедан в народах, был принят верою в мире, был вознесен во славе.

Здесь очень искусно приведены в связь небесные и земные события. «В небе» (в вознесении) происходит провозглашение Иисуса Христа как эсхатологического владыки, этому соответствует то, что на земле через воплощение провозглашается всем народам Евангелие. Здесь поэтически проникает друг в друга небесное и земное событие, и таким образом выражается мысль, что через Христа происходит упразднение отчуждения, соединяется разделенное — Божественное и человеческое.

IV. Фрагмент гимна — Евр. 1, 3‑4, который тоже начинается с творения мира через Предсуществующего: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя».

«Образ ипостаси» — «carakth,r th/j u`posta,sewj»; «carakth,r» — это отпечаток, гравюра. «~Upo,stasij» — «сущность», «основа существа», «substantia».

V. Очень известный гимн Ин. 1, 1‑18, не считая прозаических вставок автора. Здесь речь идет о Логосе (ст. 1). «Логос» тесно связан с эллинистически-иудейским представлением о Премудрости, это свидетельствует уже Филон Александрийский. Выбор именно этого понятия обусловлен некоторыми компонентами христологии — речь идет о самооткровении Бога миру. Можно было бы сказать просто «В начале была Премудрость» и т.д., но речь идет об откровении, потому что «swfi,a» — это не совсем откровение, а «Lo,goj» — это всегда откровение, потому что, одна личность открывает себя другой личности всегда через «слово» (под «словом» здесь надо понимать не просто лингвистическое понятие «слово» как речевая единица; слово — это речь, это жест, это действие, это именно Откровение). В Своём творческом слове Бог открывает миру Свою суть, Свою сущность; сущность недоступна, но о ней даётся понять в слове.

Гимн в его первоначальной форме очень четко следует мифу о Премудрости изображенному в ВЗ; Логос — посредник в творении, Он входит в космос, но творения («свои») Его не принимают, и эта парадоксальность подчеркивается. Они должны были принять Его, потому что они зависят от Него, но они Его не принимают, поэтому Логос бездомен до тех пор, пока небольшая группа «своих», т.е. принадлежащих Ему, не принимает его. «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» — так гимн подготавливает специфический момент, согласно которому Логос становится, как сказано в гимне, «экзегетом» Бога: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем («eivj to.n ko,lpon tou/ patro,j» — на груди Отца, на лоне Отца, ближе всего находящегося к Отцу, одесную Отца), Он явил» (ст. 18), Он изъяснил Отца, «evxhgh,sato» — объяснил, стал Его экзегетом. В этом посреднике Откровения в мир приходит знание Бога и спасение знание Бога не интеллектуальное, а экзистенциальное.

Третья фаза (возвышение) в этом гимне не указана, трудно сказать, почему. Недостающая фаза гимна впоследствии раскрывается во всем Евангелии, всё Евангелие представляет собой предсказание, изображение и объяснение вознесения Иисуса Христа на кресте — это особая тема Евангелия от Иоанна.

По замыслу гимна, история самооткровения Бога в Логосе — это вторая фаза (вочеловечение), потом, правда, евангелист говорит о вознесении Иисуса на кресте, которое восполняет гимн в самом Евангелии — крест понимается как Его вознесение — это особая тема Евангелия от Иоанна.