Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 80

Итак, гимны формируют начала высокой христологии, явление и историю Иисуса из Назарета они с самого начала толкуют как спасение мира и человека и показывают связь земной истории Иисуса, истории спасения, с делом творения; тем самым ставится предел космическому пессимизму, который выразился в гностическом движении, потому что в мир вошел Бог, на мир, как на творение, подлежащее спасению, а не погибели, можно теперь бросать и позитивный взгляд.

Богословская проблема гимнов Христу — Христос есть начало, принцип мироздания «avrch,», начало, начаток и ветхого, и нового творения. Таким образом, спасение во Христе может быть понято превратно — как излияние божественного в мир, как естественный процесс преображения, и исторический характер смерти и воскресения грозит отойти на задний план, т.е. в гимнах нет креста, и это ощутил ап. Павел — всё происходит слишком естественно — как некое божественное излияние в мир и преображение потусторонними силами, нет парадоксального момента креста и, соответственно, нашей жертвенности, нашей ответственности. Павел это выразил в своей добавке в гимн в Флп. 2, 8с — «и смерти крестной», аналогично в Кол. 1, 20b: «кровью креста Его». Первоначально в гимне эти слова отсутствовали, потому что они разрывают гимнический ритм. Это восстанавливало некие богословские пропорции в гимнах.

Итак, мы закончили с устным преданием, предшествовавшим письменной фиксации.

10.03.98

27.  Письменные предания, предшествовавшие Евангелиям

Путь, который привел к написаниям Евангелий, вряд ли можно реконструировать, но одно ясно: между устным преданием и Евангелиями имелся некий промежуток, некоторые письменные сборники материалов об Иисусе. Существование подобных письменных сборников можно считать вполне доказанным после того, как было открыто Евангелие от Фомы, представляющее собой такой письменный сборник достаточно бессвязных материалов.

Такие собрания возникли достаточно рано. Собирался материал, родственный по содержанию и по форме, например, притчи или чудеса и т.д. Это был строительный материал для будущего жизнеописания. Собирались материалы ради миссии, ради учительства — практические цели были вполне ограниченные, умеренные.

Какие группы трудились над собиранием материала? Две самых важных группы:

1. Иерусалимская Церковь.

2. Галилейские последователи Иисуса Христа, которые действовали в Галилее как странствующие миссионеры. И Иерусалим, и Галилея общались друг с другом.

Сборники материалов, которые можно проследить в истории:

1. История страстей. Эта история была составлена в Иерусалиме, на что указывают точные топографические данные и интерес богословия (богословское толкование страстей). Было собрано всё, что можно собрать о последней неделе Иисуса Христа в Иерусалиме, начиная от Входа. В истории страстей заметен биографический интерес к ведущей фигуре Иерусалимской Церкви — апостолу Петру, это потом Петр потерял своё ведущее значение в Иерусалиме, и его заменил Иаков, брат Господень, но поначалу Симон Петр был ведущим человеком: включена история его отречения, его раскаяния. Сюда же было присоединено сообщение о евхаристической трапезе, которую праздновали, прежде всего, именно в Иерусалиме.

2. Эсхатологическая речь Иисуса Христа (Мк. 13, 5b‑37). Это единый относительно древний блок. По жанру этот отрывок — апокалипсис, и в нем собран материал, который поставлен под авторитет Иисуса Христа. Материал 13‑й главы возник в ходе острых дискуссий в Иерусалимской Церкви о ходе грядущих эсхатологических событий. Здесь собраны подлинные предания, идущие от Иисуса Христа, но также отдельные иудейские и раннехристианские элементы.

Существует гипотеза, что во времена Калигулы получил хождение некий апокалиптический листок (листовка), который возбуждал в людях смущение и эсхатологическое беспокойство (Калигула под конец своей жизни хотел поставить в Иерусалимском Храме себе статую для жертвоприношений). Эта листовка комментировалась с тенденцией, что внешние признаки конца, которые на лицо при Калигуле, могут вводить в заблуждение; именно эта тенденция комментария прослеживается в 13‑й главе. Здесь говорится, что по божественному плану спасения сначала по всей земле должно быть проповедано Евангелие (13, 10); во всяком случае, внешние знамения конца расцениваются здесь очень критически — ещё не конец.