Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 13

Ессеи появились после движения Маккавеев. Жили они и в больших городах, но чаще всего вели монашеский образ жизни и жили отдельно, как кумраниты. Монашество там не содержало в себе обета целибатства — они женились. Монашество было женатое, но женились они ради продолжения рода, об этом говорит Иосиф Флавий. Каждая такая ессейская община смотрела на себя как на меньшинство в Израиле, святой остаток. Иудейский народ уже совершил отступничество, а они остались верными Завету Божьему. Храм осквернен, потому что там неверные священники. Только их монашеский вождь, т.н. «Учитель праведности» и его верные последователи, могут проникнуть в тайны Священного Писания. Это были типичные сектанты, с сектантской психологией одержимости своей «святостью»: все грязные, мы чистые; все плохие, мы хорошие; все погибнут, мы спасёмся. Как и другие сектанты, ессеи ожидали судного дня. В этот день Бог утвердит свою власть над миром, прежде всего он, конечно, поразит этих негодяев еретиков, то есть иудейский народ вместе с их священниками, потом, разумеется, иностранцев-римлян. Вот тогда‑то члены секты будут признаны избранным остатком, народом Божиим, они будут возвышены, станут совершать богослужения в очищенном Иерусалимском храме.

Они ожидали пришествия трех вождей: пророка, предсказанного Моисеем; Мессию, потомка Давида; и священника, самого главного из этих лидеров. Иногда все три свойства: пророчество, мессианство (то есть царство), и священство объединялись в одном лице — в грядущем Мессии. Чтобы быть готовым к этому грядущему суду, ессеи прибегали к постоянным омовениям. Они крестились (омывались) по несколько разу в день. Что бы они ни делали, имело ритуально-религиозное значение. Каждая трапеза была предвкушением небесного пира, который, как они верили, состоится в конце веков.

Итак, за исключением саддукеев, все религиозные группы в Палестине: фарисеи, ессеи, зилоты и апокалиптики, о которых мы будем еще говорить, питали надежду и молились о том, чтобы Бог совершил какое‑то чудесное деяние в жизни своего народа. У всех были свои идеи относительно того, когда и как это произойдет. Некоторые, как зилоты, готовы были помочь Богу сделать это поскорее. Другие, как фарисеи и саддукеи, считали, что у Бога есть план, который не может быть ни изменен, ни ускорен человеческим вмешательством.

11.5  Апокалиптики

Еще одна группа, которую нельзя назвать, наверное, сектой. Это умонастроение определенной части людей. Надежда людей на будущее, на будущей век нашла самое полное выражение в трудах апокалиптиков. Первый известный нам апокалипсис — это пророческая книга пророка Даниила, особенно его седьмая глава. А потом появляется много других апокалипсисов: Варуха, Ездры и др. Слово «апокалипсис» означает откровение некоторой тайны. Апокалиптики — это люди, которым открываются тайные вещи. Писания апокалиптиков обнаруживают ряд особенных черт. Свойства иудейских апокалипсисов.

Во-первых, все апокалиптики говорят о существовании двух миров: мира земного и мира небесного. На небе осуществляется воля Божия в том идеальном мире. Эта воля стремится осуществится и на земле, как на небе. Во второй книге Ездры говорится, что Всевышний сотворил не один мир, а два: небо и землю. В задачу апокалиптиков входит открывать события небесного, идеального мира. Например известный нам апокалипсис евангелиста Иоанна Богослова, тоже открывает нам, что происходит в идеальном мире, на небе. Иоанн берется в небо, чтобы вещать оттуда, с небесной перспективы. Небесная перспектива не только пространственная (наверху), но она и хронологическая (в конце веков). Небесная перспектива — это перспектива во времени (с конца веков) и пространстве (с неба). Оттуда он смотрит на нашу землю, на наш век, на наше время и видит его в совершенно другой перспективе, нежели его видим мы.

Апокалипсис, даже если он описывает земные реальности, описывает их абсолютно в иной перспективе. Наш мир предстает в каком‑то ином виде, в истинном виде, потому что наши очи очищаются. Для того, что бы достичь этого нового видения нашего мира и видения Небесного мира, нужно достичь второго свойства апокалипсиса.