Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 49

Павлинистические исследования начались давно и продолжаются до сих пор, они совершенно независимы от тех методов, о которых сказано выше.

Что касается Апокалипсиса, то толчок к исследованию Апокалипсиса дало Библейское богословие. Текстуальное исследование было проделано уже в середине XIX века, но что касается смысла книги и структуры (литературной и богословской) — всё это порождено Библейским богословием.

Все вышеупомянутые имена — немецкие. Так получилось, что именно протестантская часть Германии, свободная от связанности традицией, приступила к научному изучению Библии первой. Например, вопрос об авторстве казался неприкасаемым ни для православных, ни для католиков очень долгое время — раз сказано, что Матфей, значит, это — Матфей, — это сакрально. Именно благодаря немцам библеистическая наука получила такое развитие, а в ХХ веке произошел взрыв, подобный тому, какой произошел в Биологии или Физике.

Лишь постепенно Католическая Церковь стала сдавать свои позиции. В 1943 году появляется энциклика «Divine afflante Spiritu» от папы Пия IX, в которой с высоты кафедры богословам дозволялся научный подход в изучении библейского текста. Начиная с этого времени постепенно (потому что библеистической католической школы не существовало) развивалась католическая библеистика, и сейчас трудно сказать, какая школа преимуществует: протестантская или католическая.

В Англии и США процесс был затянут во времени. Первые английские библеисты появляются только в 1920‑е годы, первые американские — только в 1970‑е годы.

Если ещё лет 15 тому назад для человека, который желал изучать Библию, было абсолютно необходимым изучить немецкий язык, потому что иначе читать научную литературу было невозможно, то в настоящее время положение изменяется; масса немецких классических книг постепенно переводилась на английский язык, издавалась, прежде всего, в США, и начинает становиться англоязычная библеистика, начинает развиваться англоязычная библеистическая терминология, и сейчас на английском языке библеисты говорят столь же свободно, пожалуй даже английский преимуществует.

Франция не дала больших библейских исследователей, можно назвать 2‑3 имени.

Православие. До революции Православие ассоциировалось с Россией. В России в виду отсутствия высшего магистериума, который существует у католиков в лице папы, некому было запретить или разрешить библеистические исследования, поэтому всё шло традиционным путем, все говорили, что очень любят Евангелие, клали его на аналой, целовали, но не читали, тем более не исследовали. Более того, всякие научные исследования не поощрялись, критиковались, запрещались. Это вполне объяснимо психологически, потому что, казалось, научные исследования касаются самого святого, причем, святое путалось со священным, священными, например, оказались имена: если написано, что пастырские послания написал апостол Павел — это священно. В этом отношении Православие XIX — нач. ХХ века очень сильно отличалось от Православия первых веков христианства с его вольным, свободным отношением к подобным вопросам, с научным подходом, который только в V веке сменился некоторой закостенелостью, связанной с варваризацией Европы и Византии.

Лишь только в 1905 году, в связи с появлением царских манифестов, были разрешены библейские исследования, правда, их никто не запрещал. Тогда в Духовных Академиях постепенно начинает становиться библеистическая школа; достаточно привести имя Н.Н. Глубоковского; он, правда, не принадлежал к поколению молодых ученых, и в своих произведениях сохранил многие черты старого традиционалистского подхода, боязливого по отношению ко всякому исследованию. Но появляются и молодые имена, и замечательные работы; к несчастью, их было очень мало, и война 1914 года, а затем революция прервали это дело, школа прекратилась и не возобновилась до сих пор. Только в последнее время появляются некоторые работы в сфере библеистики, преимущественно в Москве в светской среде, они интересные, но сомнительные в своем качестве и, конечно, не православные.