Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 96

6. 23,1-39 — речь против фарисеев.

7. 24,1-25,46 — эсхатологическая речь.

Однородный материал у Матфея часто объединяется. 8 и 9 главы — это 10 рассказов о чудесах, сосредоточены в 2‑х главах. 21,28-22,14 — это три притчи об Израиле.

Важны числовые схемы. Для современного читателя это малозаметно, потому что мы не придаём числам значения; самое важное число при повторах — это 3. Известную роль играют 2, 4 и 7. Раньше утверждали, что самое важное число для Матфея — это 5, что он строит своё Евангелие наподобие Торы, которая разбита на 5 книг. Это очень искусственное разбиение, эти части обычно связываются с какими‑то речами, но этих речей у Матфея как раз не 5, а 7.

Каждый из крупных отрывков имеет ключевое понятие, которое несколько раз повторяется на протяжении блока. Нагорная проповедь имеет ключевое слово «праведность». Речь послания (10 гл.) характеризуется словом «посылать».

Узлы. Это такие точки, в которых сходятся все линии повествования, затем из этих точек как бы открываются перспективы. Например, в Нагорной проповеди это 5,17‑20 — о большей праведности. 11,25‑30 — Иисус как воплощение Премудрости. 16,13‑20 — мессианское исповедание Петра. 28,16‑20 — воскресший Иисус посылает учеников на проповедь.

Для композиции характерно сквозное повествование. У Марка это всё нанизанные друг на друга отрывочные тексты, замкнутые единицы, а у Матфея повествование обладает единством, как бы одним дыханием. Принцип объединения — богословские темы; для Матфея важнее всего богословие. Он не заботится о бытовых повествовательных деталях, о наглядности, в отличие от Луки или Марка. Матфей встречает какие‑то бытовые детали у Марка и тщательно их вычеркивает, если они не имеют отношения к богословию.

Особое значение у Матфея внутри Евангелия имеет начальная часть: 1,1-4,16 — введение, которое Матфей оформляет как предисловие. В этом введении звучат темы всего Евангелия и общее богословское истолкование всей земной жизни Иисуса. При этом, Матфей берет некоторые элементы традиции (Крещение, искушение), но в целом он формирует самостоятельный богословский рассказ в стиле мидраш. Он смотрит на историю Моисея из Исхода (мидраш — назидательное изложение какого‑либо библейского текста). Центральные темы этого рассказа:

1. Генеалогия 1,1-17.

2. Толкование имени Иисуса 1,18‑25.

3. Значение для Израиля 2,5‑6.

4. Значение для всего мира 2,9‑11.

5. Чудесное спасение 2,13‑23.

6. Приготовление к публичной деятельности 3,1-4,16.

Грубое членение текста, как мы делали у Марка, здесь невозможно, потому что рассказ текучий, весь связан и не допускает членения, география, как у Марка, здесь не играет никакой роли, хотя и заимствована у Марка. Как самостоятельные блоки выступают предисловие, страсти, заключительная сцена послания учеников, и 7 речей.

Всякое разбиение на части носит приблизительный характер.

Краткое содержание

Предисловие 1,1-4,16. Здесь говорится о происхождении, имени, избавлении, приготовлении к публичной деятельности.

Первая основная часть 4,17-9,35. Деятельность Иисуса в слове и в деле. Он призывает первых учеников, призывает в Царствие Небесное в нагорной проповеди и цикл чудес (8-9 глл.).

Вторая основная часть 9,36-11,30. Отношение к друзьям и ученикам. Послание учеников, отношение к Крестителю, речь к Крестителю.

Третья основная часть 12,1-16,12. Полемика с противниками.

Четвертая основная часть 16,13-20,34. Путь к страстям. Предвидение страстей и отправление в Иерусалим.

Пятая основная часть 21,1-27,66. Последние дни в Иерусалиме. Здесь речь против фарисеев, эсхатологическая речь, рассказ о страстях.

Заключение 28,1-20. Явления и распоряжения Воскресшего. Здесь первое явление женщинам, обман синедриона и послание учеников как учителей народа.

28.3.3  Богословие Матфея