Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 43

б) Освобождение из египетского рабства, в котором заметную роль играла жертва агнца. Это искупление не даровало человеку сразу всего «мира» («шалом»), более того, Израиль проходил множество тяжких испытаний в пустыне, но основное, что это искупление давало человеку — это свободу от рабства, унижающего человека, и надежду на Обетованную землю. Также и христианин, хотя и несвободен во Христе от скорби этого мира, но он ощущает свою свободу от старого мира, от мира греха, и Духом Святым ему дается надежда на новую Обетованную землю, т.е. Царство Божие.

в) Самая важная, почерпнутая из Дня Очищения (Йом Киппур- (<yr!P%K! <wy{). Это особенно четко видно в Рим. 3, 24‑25. Это самый центр послания, где Павел говорит о том, как явилась правда Божия в Евангелии: «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия...» Что такое «Правда Божия»? В ВЗ это — верность Божия Своим обетованиям, на Бога можно положиться, на слово Его, это и называется «Правда Божия». У человека такой верности нет, человек нарушает свое слово, и в силу тварности своей природы и подверженности греху, он не может исполнить волю Божию. Но Бог дал обетование Аврааму: «в тебе благословятся все народы», и много других обетованиях будущего блаженства. Но если сыны Авраамовы будут благословлены, то когда? время идет, а такое впечатление, что открывается «гнев Божий» с неба, и гнев этот направлен не только на язычников, но и на иудеев, ибо «нет праведного ниодного». Понятно, что человеческий грех, проникший в человечество вместе со грехом Адама, переходит по наследству из поколения в поколение, как болезнь, и отчуждает людей от Бога, поэтому, что бы люди ни делали, как бы они ни старались, как фарисеи, они праведными всё равно не будут, потому что они рабствуют греху. Но каким же образом тогда осуществится эта «правда Божия», если её невозможно осуществить в людях, как же Бог может приблизить к себе грешного человека, к святому Богу не может приблизиться нечистое, и если состоится суд, то люди не будут оправданы, а погибнут. Именно в этот момент, когда умножаются беззакония, тогда и излилась бесконечность благодати Божией, явилась Правда Божия, которая, казалось, не может явиться, и непонятно, зачем она, иудеи и спрашивают: «что же, неправеден Бог», раз Он не может исполнить Свое слово, данное людям, то Его правды нет на самом деле и быть не может? Но это — абсурд и кощунство думать о Боге, что Его правда не может реализоваться, а если может, то как?

И сквозь это «никак» вдруг проникает чудо божественной жертвы. «...о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру...» «Умилостивление» здесь — (i`lasth,rion, «очистилище») — tr#P)k^ [каппореvт], это означает крышку на Ковчеге завета. На этой крышке присутствовала Слава Божия, эта крышка кропилась кровью жертвенных животных в День Очищения, поэтому крышка и называлась от слова «чистота» — tr#P)k^ [каппореvт], — место очищения от грехов, потому что в Йом Киппур весь Израиль очищается от своих грехов. Происходило это очень торжественно. Израиль всегда чувствовал тесное единство, то, что у нас по ошибке называется «соборностью», но это просто корпоративность — чувство локтя, чувство «один за всех, и все за одного». Все ощущали себя грешными и ответственными друг за друга. Израиль должен был себя принести в жертву, чтобы, покаявшись и отдав Богу эту ставшую ненужной Израилю жизнь, получить от Бога взамен жизнь обновленную. Бог милостив и праведен, и, если Он увидит наше стремление к покаянию, Он исполнит Свою правду, Он дарует нам блаженную жизнь, но не может дать нам грешным дать эту жизнь, мы должны отказаться от греха, «убить себя». Легко сказать, но трудно сделать, поэтому Израиль выделял от себя первосвященника, который и должен был принести себя в жертву за всех, люди себя вверяли этому человеку, он был их братом плоть от плоти, сам грешный, и все говорили, что они доверяют ему себя. Священник должен был убить себя перед алтарем для того, чтобы в себе убить весь Израиль. Опять же легко сказать, поэтому приводилось животное и убивалось животное по тому образу, о котором сказано выше. Грехи всего Израиля вместе с грехами этого первосвященника переносились на непорочное животное, все вверяли себя ему, и оно несло на себе грехи всего народа. И в тот момент, когда кровь животного кропила «очистилище», чрез эту кровь происходило очищение всего Израиля.