Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 91

2. Средняя концовка (стт. 9‑20) (принято в textus receptus);

3. Длинная концовка — т.н. «логия Фри,ера» (Freer logion).

Существуют рукописи, которые содержат сначала среднюю концовку, а потом к ней присоединяется краткая концовка. Довольно сложная текстологическая история стихов после 16,8. В долгое время считавшихся самыми важными рукописями (Синайская (a) и Ватиканская (В)) это Евангелие кончается без всякой концовки: 16,8 — последний стих: «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Потом начинаются добавления — концовки. В этих концовках сообщается о встрече учеников с Воскресшим. В синодальном переводе с textus receptus (средняя концовка) — эта концовка фрагментарна, она не едина и по содержанию, и по языку, это какая‑то поздняя конструкция, которая представляет собой довольно грамматически бессвязную комбинацию сообщений о разных явлениях из других Евангелий (Иоанн, Матфея и Луки). Несомненно, что оригинал по той или иной причине кончался 8‑м стихом — это вывод подавляющего числа текстологов.

Но по какой причине он так странно кончался? Предусмотренный ли это автором конец, или это просто обрыв — повреждение древнего списка. То, что это обрыв свитка, предполагается очень многими, потому что странным образом кончается 8‑й стих: «потому что боялись». По-гречески это звучит ещё более странно: «evfobou/nto gar» — «бояху бо ся» или «бояхуся бо». Не существует греческих предложений, которые бы кончались на союз «ибо» (gar).

Некоторые филологи говорят, что этот аргумент не очень убедительный. Марк и без того не великий писатель, у него много странностей в тексте, и некоторые богословствующие текстологи говорят о том, что это скорее полуоткрытый конец, который соответствует композиционному замыслу автора. Они говорят, что в этом Евангелии явлений Воскресшего нет, они потом были добавлены переписчиками, потому что они такой конец находили странным. Для Марка явления воскресшего лежали вне темы его книги, как утверждают эти богословствующие текстологи. Евангелие желало поведать о земной жизни Иисуса: «начало евангелия Иисуса Христа» — о начале, а началом является земная жизнь Иисуса. Эта история начала заканчивается смертью и погребением, а явления и вытекающие отсюда свидетельства о воскресении определяют уже сегодняшнюю жизнь Церкви, современность (во время Марка), поэтому новая история может быть постигнута только людьми как некогда ученики Иисуса поставили себя последователями уничиженного и распятого.

За такое сознательное формирование конца, прежде всего, говорит тот факт, что речь ангела женщинам у гробницы уже содержит все важнейшие моменты древней христологической формулы веры: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Здесь говорится о распятии, смерти, пустой гробнице, воскресении, явлении (предваряет вас в Галилее). Таким образом, рассказ Марка как бы переходит в соответствующее апостольское свидетельство о спасительном деянии Божием в Иисусе Христе. Т.е. этот рассказ обнаруживает свою богословскую цель: всё Евангелие — это как бы последовательное раскрытие этого последнего свидетельства, и это Евангелие помогает отождествить засвидетельствованного в Церкви Сына Божия вестью о воскресении с тем уничиженным и распятым Иисусом, Который жил, Которого сейчас уже нет, но Он есть, и Он же — Мессия, Сын Божий.

Все ученые замечают цезуру между 8,26 и 8,27 — как бы водораздел между двумя периодами истории Иисуса Христа. Это место делит книгу на две почти равные по объему части. До 8,26 на первом плане публичная деятельность Иисуса перед народом (Галилея), а 8,27 начинается путь к страстям в Иерусалиме. Здесь тематически Иисус связан уже больше с учениками, а не с народом. Центр тяжести второй части — история страстей, которую евангелист расширил, сообщив о Его последних днях в Иерусалиме.