Подобно другим иудейским учителям, Он, достигнув тридцати лет, то есть вступив в возраст совершеннолетия, приходил в синагогу и учил в синагоге по субботам. Заметили, что мы чаще всего застаем Иисуса Христа в Евангелиях в субботу. Где бы Он ни встречал народ, Он говорил с народом на площадях, на улицах, во дворе храма, призывал первых учеников с их рыбацких лодок, часто поучал на открытом месте: на плоском или на горе, и вокруг Него собиралось большая толпа.
Учительство Иисуса так захватывало воображение людей, что, когда Его слушали, они понимали, что перед ними — не обыкновенный Рабби. Ученик должен был подражать учителю (мимисис — подражание), то есть ученик должен был делать все так, как учитель, повторять за ним. Учитель пел псалом на распев, используя значки в тексте, а ученики вслед за ним также пели. В конце концов, ученики становились похожими на своего учителя, они становились подражателями учителя.
Но Иисус вовсе не был таким учеником своих учителей; Он не был вообще похож на ученика кого бы то ни было; Он не повторял то, что Он слышал от других, а говорил абсолютно новые вещи, и говорил так, что Его слова были как бы судом; люди чувствовали, что они как бы стоят перед выбором: либо‑либо. Его слово было — меч разделения, это был вызов: либо согласиться, либо нет.
Уже в самом древнем Евангелии от Марка мы в самых же первых строчках находим тему нового учительства. После искушения (1, 12‑13), после сообщения о керигме Иисуса, о которой мы будем с вами говорить (15‑й стих), Иисус проходит близ моря Галилейского и призывает первых учеников — Симона и Андрея, а затем сыновей Зеведеевых. А дальше происходит Его первая учительная проповедь. Любопытно, что, если Лука и Матфей довольно подробно сообщают о том, что, проповедовал Иисус (на тему Исаии), то Марк не передает проповеди, он только говорит, что Иисус учил.
«И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил» (1, 21). «Kai. eivsporeu,ontai eivj Kafarnaou,m\ kai. euvqu.j toi/j sa,bbasin eivselqw.n eivj th.n sunagwgh.n evdi,dasken». Евреи же говорили «сабата», что для греческого уха звучало как множественное число, поэтому «sa,bbasin».
«И дивились учению Его» (22 ст.) «evxeplh,ssonto evpi. th/| didach/| auvtou/», — то есть они были разбиты, поражены Его учением, — «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники» (w`j evxousi,an e;cwn). VExousi,a означает полномочие.
Согласно иудейской догматике, учение могло быть только двух типов: Учение из уст, изо рта, и учение от власти. Первое учение было общераспространенным. Учитель из своих уст что‑то говорит, эти слова входят в уши ученика и усваиваются. Ты из своих уст затем передаешь следующему поколению — они усваивают. Эта текучесть предания и называлось учение из уст. Мы горды тем, что мы говорим, как наш великий учитель, скажем, Гамалиил, который, конечно, не отступал ни на йоту от великого учения прежнего учителя (до Моисея доходит). Но бывали случаи, когда человек слышал не от учителя что‑то, а с Небес, и возвещал это людям; это называлось учение от власти. Под властью здесь понимается и полномочие, которое пророку дано свыше, но власть иногда понимали и как высшую власть от Бога, иногда Бог метафорически назывался evxousi,a.
Учение Иисуса было не похоже на обычное учение из уст, на предание, пусть даже Священное, оно было учение непосредственно от власти, «со властью», как здесь сказано.
«В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым» — «kai. euvqu.j h=n evn th/| sunagwgh/| auvtw/n a;nqrwpoj evn pneu,mati avkaqa,rtw». У Марка очень часто повторяется слово «euvqu.j» — «тотчас», очень энергичная речь: «и тотчас в синагоге их появился человек некий», «их» свидетельствует о том, что когда Марк писал Евангелие, христиане были уже вне синагоги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.