Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 84

В этом случает единственный христологический предикат в Q — «Сын Человеческий» — обретает хороший смысл. Иисус в Q называется Сыном Человеческим; это можно понять поверхностно, просто как некий человек, в то же время, в этом выражении можно расслышать отзвук пророка Даниила (7, 13-14). Для конечного суда Бог пошлет с неба того, кто подобен человеку (выглядит как человек) — Сына Человеческого. Иисус — этот Человек; на земле Он таинственно бездомен, у Него нет места, где приклонить главу (Лк. 9, 58), и в этом Он подобен премудрости, которая тоже не находила себе место. В то же время, от Иисуса зависит решение, существенное для суда (12, 8‑9): «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими».

Смерть Иисуса Христа в Q не присутствует, но предполагается, и крест тоже не называется, но предполагается, что крест (смерть) — высший пункт кризиса (суда) над Израилем. Крестная смерть ещё не обладает своей спасительной силой, как это происходит в более позднем богословии.

Не упоминается также воскресение и вознесение (восхождение) Иисуса, но оно предполагается, когда о Нем говорится как о Сыне Человеческом. Например, 17, 24‑30: «Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится».

Явление Сына Человеческого с неба будет тем знамением Ионы, которое получит Израиль (это не только знамение тридневного воскресения, но и знамение суда над Ниневией). Но произойдет это тогда, когда будет слишком поздно.

Такова христология в Q, которая отражает миф о премудрости. Если сравнить эту христологию с гимнами Христу, о которых мы говорили (трехступенчатая христология: предсуществование, нисхождение до смерти и восхождение), то получается:

а) Христология Q исходит как бы снизу: в Израиле выступает человек — Пророк, Учитель премудрости, в Нём мы встречаемся с премудростью Божией.

а') А гимны исходят сверху: Бог в Своём вечном Сыне, в послании Его обращается к миру ради спасения мира. Это происходит через вочеловечение Сына.

б) В Q говорится только о спасении Израиля. б') В гимнах речь идет о спасении всего космоса.

В этом большая разница, можно сказать противоположность, гимнической христологии и христологии Q, но в чём сходятся эти позиции — это в такой вести: именно через Иисуса и в Иисусе, в Его личности обнаруживается, открывается, совершается милость Бога, любовь Бога к людям.

И в гимнах, и в Q имеются свои слабые стороны.

а) Трехступенчатая христология гимнов склонна понимать Иисуса Христа как космический принцип, как Начало, а конкретная история Иисуса из Назарета, Его человеческая история сводится к некоему эпизоду. Крест — это всего лишь поворотный пункт от умаления (кеносиса) к возвышению до Господина космоса.

б) Q полностью сконцентрирован на земном предпасхальном Иисусе Христе без взглядов в пред-существование и по-существование Иисуса, а крест рассматривается лишь как знак и событие суда над Израилем (убили пророка, совершается суд).

Объединение этих двух различных точек зрения на крест, на смерть Иисуса (христологии «снизу» и христологии «сверху») не удаётся ни в Q, ни в гимнах, это удалось только ап. Павлу и Евангелистам.