Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 59

Структурный анализ Апокалипсиса четко показывает нам, что вся книга построена на принципе хиа,зма (ABA' или ABCB'A'), всегда основная мысль здесь — центральная, не первая и не последняя (у ап. Павла — последняя); Апокалипсис так построен весь целиком, и каждая часть в частности. Например, структурный анализ казней, которые описываются в Апокалипсисе, показывает смысл седмеричных рядов. «7» означает конец, судный день. Семь печатей: снимается первая печать, 2‑я, 3‑я,.. 6‑я, кажется, должна быть 7‑я печать, но возникает 7 труб: 1‑я,.. 6‑я, должна быть 7‑я, но тут изливаются 7 чаш: 1‑я,.. 6‑я, и на 7‑й — все три: и последняя печать, и последняя труба, и последняя чаша сливаются воедино и дают конец. Смысл этого вполне ясен, потому что во время печатей погибает 1/4 земли, во время труб погибает 1/3 земли; мы ожидаем, что в следующем ряду погибнет 1/2, но там 7 громов умаличиваются: «не пиши о них», — т.е. их как бы и не было. Потом, когда говорится, что люди и после этого не раскаялись, наступает Суд.

Схема казней Апокалипсиса:

печати

1

2

3

4

5

6

трубы

7

1

2

3

4

5

6

чаши

7

1

2

3

4

5

6

7

Структурная статистика различных христологических или теологических наименований Апокалипсиса: почему «Агнец» упоминается 28 раз, почему «A и W» упоминаются 7 раз, «Христос» упоминается 7 раз, как это распределено внутри самой книги? Всем этим занимается структурный анализ.

Это все основные методы исследования НЗ, которые применялись на протяжении новейшей истории. Комментариев на Марка больше всего; это было связано с историческим интересом, оно было исследовано подробнейшим образом, в отличие от первых веков христианства, когда больше всего комментариев было на Евангелие от Матфея, потому что оно стоит первым, а после него комментировать Марка незачем — всё уже разобрано. Иоанн же стоит особняком, он всегда вызывал особый интерес и особо комментировался.

Вторым на очереди стояло Евангелие от Луки, потому что Лука лучше передает Q, чем Мф. — Матфей вторгается со своей редакцией. Например, весь материал нагорной проповеди содержится у Луки, но у Луки он перемешан и разбросан по всему Евангелию, Луке не приходило в голову композиционно обобщить весь этот материал, он расположил материал в таком порядке, в каком он нашел его в Q, а Матфей собирает весь однородный материал (или то, что ему кажется однородным) и соединяет в великолепные композиции; так появляется Нагорная проповедь; при этом Матфей редактирует материал. В этом смысле Лука первоначален; молитва «Отче наш» у Луки и Матфея разная, и мы должны знать, что Лука первичен, Матфей вторичен, но это не значит, что тот, кто первичен лучше: и тот, и другой замечателен, но по-своему. Блаженны у Луки также первичны по отношению к Матфею. У Матфея мы видим утонченную структуру блаженн (в одной строфе ровно столько же слов, сколько в другой строфе, здесь все слова начинаются с буквы «p», здесь с буквы «b» и т.д.), а Лука просто передавал устное предание или письменный источник.

10.02.98

26.  Устное предание, предшествовавшее Новому Завету

26.1  Начальные предания об Иисусе

26.1.1  Предпосылки предания