Но в ХХ веке постепенно появляется другая православная научная школа в Греции. Греческая Церковь достаточно традиционалистская, но существуют православные греческие университеты в Афинах и Фессалониках. В этих университетах развивается православная библеистика; она вызывала по началу страшно отрицательную реакцию со стороны Синода и основной массы священства. В настоящее время она обрела достаточную силу для того, чтобы преодолеть отрицательно отношение, и мы знаем много греческих имен и интересных работ. Основные имена греческих авторов: Агури,дис (самое интересное — экзегеза Апокалипсиса), Гали,тис, Каравидопулос, Василидис. Первые двое — почетные члены Общества исследователей Нового Завета (насчитывает ~1000 членов), оба являлись председателями Общества исследователей апостола Павла (достаточно элитарное общество).
Американское Православие тоже дало несколько имен, но недостаточно крупных, чтобы их здесь называть.
Все эти исследователи получили образование в Германии, так что, всё равно, Германия — исток библеистики как ВЗ‑й, так и НЗ‑й.
04.02.98
Сейчас нас может удивить, как много голов принимало отрицательную позицию в отношении историчности Иисуса Христа и Евангелий в конце XVIII — нач. XIX века. В таких странах, как Россия, с запоздалой идеологией, это отрицание продолжалось вплоть до недавнего времени, ещё в 50‑е годы можно было встретить в атеистической и околонаучной литературе отрицание историчности Иисуса Христа; на Западе это кончилось довольно давно, но в конце XVIII — нач. XIX века была вспышка отрицательной реакции на историчность, связанная с веком просвещения. Причина такого отрицания может быть найдена не в исторической науке, даже не в литературном подходе к евангельским сообщениям, сколько в догматике, в общем понимании всего вопроса об Откровении и познании божественных истин.
Чтобы понять это, мы должны вернуться к трудам Фридриха Шлеермахера (Friedrich Schleiermacher), на Западе его называют «отцом современного богословия» (в протестантском значении). Имея дело с большим ростом просвещенческого рационализма, Schleiermacher заключал, что, если религиозная вера желает сохранить хоть какую‑то ценность для западного человека, ей необходимо выйти из сферы рационального, потому что рациональная историческая наука его времени (а наука всегда рациональна), была полностью скептична по отношению к идее, что Бог может быть познан в истории через события, подобные тем, которые сообщаются в Библии. Подобные скептические настроения были, отчасти, оправданы тем, что рационализм развивался, но ещё не затрагивал библеистики; для современного библеиста многое гораздо прозрачнее в истории и Библии, чем для людей того времени.
Schleiermacher поставил целью избавить веру от того, что её, как он полагал, удушало. Он утверждал: сущность веры совершенно отлична от сущности морали, которая управляет практической стороной жизни, и от сущности науки, которая имеет дело с ratio. Вера, говорил он, это чистое чувство. Это не вера в павловом смысле, или авраамовом, или в рациональном смысле, как это изображено в послании к Евреям в 11‑й главе. Религиозная вера может иметь силу независимо от чего угодно, что может быть научно истолковано — чувства невозможно ни взвесить, ни измерить — чувства вне рациональности, вне науки. Потом эта т.зр. Schleiermacher’a оспаривалась, уточнялась, но общее различие между религией и наукой стало определяющим для последующего богословия, для большинства богословов на Западе.
Для библейских изучений различие между верой и разумом выражено в принятии двух принципов, которые доминируют в мышлении многих ученых.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.