Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 95

Евангелие возникло вероятнее всего где‑то в Сирии. Об этом говорит самое раннее засвидетельствование этого Евангелия у св. Игнатия Антиохийского в послании к Смирнянам. Кроме того, Didach, которое тоже, предположительно, происходит из Сирии. Географические представления в этом Евангелии указывают именно на Сирию. Например, Иудея для Евангелиста расположена по ту сторону Иордана (т.е. на Западе); Галилея тоже для него на Западе. Генисаретское озеро в Иудее называлось «Генисаретским озером», а здесь оно называется «Галилейским морем», как будто не существует настоящего моря (Средиземного), о котором пишут все другие Евангелисты.

Где конкретно в Сирии? Во всяком случае, не столица Антиохия, может быть сельские местности, потому что Антиохия — это Церковь ап. Павла во многих отношениях, а Матфей ничего не знает о Павле, даже не соприкасается с его традицией — ничто в НЗ так далеко не отстоит от апостола Павла, как это Евангелие.

В какой ситуации возникло это Евангелие? Из наблюдения над самим текстом можно кое‑что сказать по этому поводу.

1. Первая особенность Церкви Матфея — разрыв с иудейством произошел совсем недавно, контакт с иудеями, с синагогальными общинами, ещё сохраняется, иудейство ещё принадлежит жизненной сфере этого Евангелия.

2. Существует тесная связь Церкви Матфея со средой, в которой возник Q — среда галилейских и сирийских странствующих проповедников, миссионеров, причём, довольно радикальных; они следовали за Иисусом в эсхатологически мотивированной бедности, нищете и нетребовательности; они ещё играли большую роль в том мире, в каком живет Матфей.

3. Но Церковь, к которой обращается Матфей, тем не менее, организуется как Поместная Церковь, а не радикальная харизматически-миссионерская община.

Возникает некая напряженность между этими странствующими миссионерами, живущими в эсхатологических ожиданиях, и оседлыми местными христианами. Эта напряженность оставила свои следы в Евангелии.

Организационная форма Церквей ещё довольно слабая, видимо, не существует прочных, постоянных носителей санов, должностей. Единственная длительно существующая функция, которая здесь упоминается — это христианский книжник. 13, 52 — Иисус говорит о книжнике-христианине.

Время написания

22,7 — «царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Возможно, здесь отражено разрушение Иерусалима, и это разрушение римлянами Иерусалима толкуется как наказание за отвержение и убийство Мессии Израилем. В этом случае Евангелие могло возникнуть после 70‑го года, но далеко относить написание Евангелия нельзя ввиду некоторых особенностей, например, от синагоги это Евангелие ещё не слишком далеко отошло.

Самое вероятное — середина 70‑х годов.

28.3.2  Композиция Евангелия

Матфей опирался на два письменных источника: на Марка и на Q, кроме того, он использовал ещё живое устное предание об Иисусе. Каркас он взял из Марка, и этот каркас заполнил материалом с помощью Q. Рамки Марка он оставил неизменными, а с Q он обошелся достаточно свободно, потому что Q состоял из собрания разрозненных изречений, не являл собой последовательности в композиции, Матфей использовал Q свободно, организовал материал, разделив на несколько речевых блоков.

Композиция Матфея отличается от всех других Евангелистов. У Марка композиция определялась, отчасти, географией (Галилея — путь в Иерусалим — Иерусалим), а всё остальное в достаточном беспорядке. Матфей среди всех Евангелистов самый лучший систематик, он тщательно компонует свою книгу, при этом, он считается с читателем — при многократном чтении нужно обдумывать какие‑то связи, существует повествовательная логика. Самая примечательная особенность композиции Матфея — это «речевые блоки» — их 7, они все состоят из Q.

1. 5‑7 главы — «Нагорная проповедь».

2. 10,5-11,1 — послание учеников.

3. 11,2-19 — речь, направленная к Иоанну Крестителю.

4. 13,1-52 — притчи.

5. 18,1-35 — церковные правила.