Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 17

Третье. Лука 3, 1. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии в пустыне». Иисус пришел к Иоанну Крестителю, когда Ему было около тридцати лет, и Он был крещен от Иоанна. Это было в пятнадцатый год правления Тиверия. Тиверий стал правителем римской империи в 14‑м году по Р.Х. Таким образом 13+15=28 год по Р.Х. («13», потому что 14 тоже надо считать). В 28-ом году по рождестве Христовом Иисусу было 30-ать лет. 28-30=2 год до Р.Х., но это после смерти Ирода. Опять какое‑то несогласие. Но если мы посмотрим точнее римские источники, мы увидим, что Тиверий делил свою власть с Августом, а Август умер в 14-ом году: с 11‑го года были два императора: Август и Тиверий, до смерти Августа в 14‑м году. Значит, официально Тиверий правил с 11‑го года. Итак, 11+15, считая 11‑й год, =25‑й год. В 25 году Иисусу исполнилось 30 лет. 25-30=5 год до Р.Х. Это уже при жизни Ирода. Проблема снимается.

Четвертое свидетельство. Специальные расчеты срока появления Вифлеемской звезды. Матфей 2, 2. «...мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». В греческом тексте стоит «avste,ra» (Acc.sing. от avsth,r( o`( ‑e,roj) — не совсем звезда, а, скорее, созвездие, которое появилось «на востоке» — avnatolh, — это не только и не столько «восток», сколько «восход». «Мы видели как восходило или появилось на небосклоне вот это созвездие». Иоханос Кеплер в 1600 году наблюдал удивительное событие на небе — констелляцию Сатурна и Юпитера в созвездии Рыб. По его расчетам, такая конъюнкция этих двух планет, то есть соединение в созвездие (оно длилось почти два года, то появляясь, то исчезая), могло происходить один раз в восемьсот лет. Значит, 1600‑800‑800 приблизительно падает на нашу календарную дату рождества. Кеплер рассчитывал «от руки», и телескопы у него были не такие уж точные. Современные расчеты показывают, что это конъюнкция была в 6‑м году до рождества Христова. Действительно, мы имеем и римские, и египетские, и китайские древние свидетельства об этой конъюнкции. Это свидетельство несколько сомнительно, но это свидетельство Священного Писания.

Итак, существуют два основных соображения относительно рождения Иисуса. Мф. 2, 2 и Лк. 3, 1до 4‑го года, то есть до смерти Ирода. Но информация Луки о переписи при Квиринии противоречит дате до 4‑го года до Р.Х. Существует богатейшая литература по поводу этой переписи, и у нас Глубоковский писал об этом. Укажем только на одну более реалистическую гипотезу по разрешению этой проблемы. Лука рассказывает историю очень кратко, но если мы посмотрим на практическую реальность жизни в Римской Империи, то о переписи мы можем кое‑что сказать. Править Иудеей из Рима в 7 году по Рождестве Христовом, когда Квириний пришел туда, было не так просто, как сегодня. Сейчас у нас есть постоянные связи между разными частями мира, сообщения достигают в ту же секунду, когда они отправлены адресату. Иначе было в древнем Риме: связи были затруднены, переписка была медленной, поэтому точная датировка переписи Квириния невозможна. Перепись в Римской империи, производимая для учета налогов, поступлений в казну и ради учета будущих солдат, сопровождалась восстанием почти везде, особенно в провинциях на юге Империи. Люди не хотят переписываться по разным соображениям. Одни считают, что это какая‑то антихристова перепись, записывают в книгу погибели, другие — потому что не хотели отдавать своих чад в армию. Известно, например, что перепись в Галлии среди кельтского населения вызвало такое сопротивление, что для осуществления её потребовалось 40 лет. Перепись Квириния была первая во времена Квириния. Завершилась она в 7 году по рождестве Христовом, но эта первая перепись Квириния началась гораздо раньше. Для её осуществления потребовался, как минимум, десяток лет, а то и больше, а началась она при императоре Августе, он был очень пунктуален в сборе статистики и убедил Ирода Великого произвести перепись. Но перепись и так‑то встречает сопротивление, а тут ещё от имени Ирода, а Ирода ненавидели в народе, да еще зилоты действуют и все люди, которые шли переписываться, были под подозрением зилотов. Зилоты нападали на участки переписи и всех там вырезали, — не только переписчиков, но и тех, кто переписывался. Поэтому, когда семейство Иосифа приезжает в Вифлеем на перепись, они не находят место в гостинице. Неужели несчастной беременной женщине не нашлось где-нибудь место? Дело в том, что Вифлеем в то время был наполнен вооруженными мужчинами — зилотами, которые проверяли всех приезжающих, всех отъезжающих. Была ведь очень опасная ситуация, и в Вифлеем тогда пришлось посылать войска для того, что бы обезопасить его от зилотов. Все гостиницы были заняты этими мужиками с ножами и мечами, — благочестивому семейству Иосифа в этих гостиницах делать было нечено, тем более, что они шли переписываться, — им было бы несдобровать, и они прячутся хлеву.