Иерусалимский собор. Литургическое применение Деяний. Послание Св. апостола Павла к Римлянам

Страницы работы

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  4

Иерусалимский собор (Деян. 15; Гал. 2:1-10)

Апостольский декрет (орос) дошел до нас в двух формах:  в речи Иакова  и  в послании собора к Антиохийской церкви (Деян.

15:19-20, 28-29). Западный текст Деяний, к которому восходят и переводы Деяний  на  современные  европейские языки,  передает декрет в  более  подробной  форме,  чем  восточный  текст:   к запрещению блуда   и   предписаниям   ритуального   характера, которыми исчерпывается содержание декрета в  восточной  форме, он присовокупляет призыв не делать другим того, чего христиане из язычников не хотят себе.

Обрезание в   декрете  не  упоминается.  Его  отмена  для язычников подразумевается в  стт.  19  и  28:  "не  затруднять обращающихся к  Богу  из  язычников",  "не  возлагать  на  них никакого бремени более, кроме сего необходимого".

Собор призывал  язычников к некоторым самоограничениям по любви к братьям из иудеев.  Сюда относится запрещение крови  и удавленины, представлявшее   по   существу   одно  запрещение, поскольку под   удавлениной    разумелось    мясо    животных, умерщвленных без истечения крови. Кровь была "седалищем души", и ядение крови было запрещено еще Второзаконием (12:23).

На соборе  произошло  разделение сфер служения.  Служение старших апостолов  -  Иакова,  Петра   (его   Павел   называет по-арамейски Кафа),    Иоанна    было   ограничено   пределами обрезанных. Павлу и Варнаве было  предоставлено  проповедовать среди язычников  и  помнить о нуждающихся членах Церкви-Матери

(Иерусалимской церкви).  Разделение сфер служения понималось в том смысле,  что соблюдение закона Моисеева,  от которого были освобождены язычники, сохранялось обязательным для христиан из иудеев (Деян. 15:21).

По возвращении Павла в Иерусалим из третьего  путешествия

(Деян. 21:20-25)  ему  посоветовали  принять  участие  в обете четырех иудео-христиан и тем доказать, что и сам он продолжает соблюдать закон.  То есть от соблюдения закона,  обязательного для христиан  из  иудеев,  не  был  свободен  и   ап.   Павел.

Обязательностью закона для христиан из иудеев объясняются и те действия ап.  Петра,  которые  вскоре  после  собора   вызвали суровое обличение со стороны Павла (Гал. 2:11).

В Антиохии Петр был увлечен общим подъемом и, в нарушение закона, стал  есть  вместе  с  язычниками.  Но  прибыли  люди, посланные Иаковом,  и он "стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных" (Гал.  2:12).  То же делал даже Варнава. Павел был возмущен их поведением и определял его как лицемерие.

Литургическое применение Деяний

В Неделю Пасхи - зач.  1 (глава  1).  "Первое  убо  слово сотворих  о  всех,  о,  Феофиле,  яже начат Иисус творити же и учити даже до дне,  в оньже заповедав Апостолом Духом  Святым, ихже избра, вознесеся..."

Деяния читаются в течение всего периода Пятидесятницы.

На Вознесение  -  1  зач.  (глава  1)  +  повествование о

Вознесении (глава 1).  "Но приймете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли.  И  сия  рек,  зрящым  им взятся, и облак подъят Его от очию их..."

На Троицу  -  зач.  3  (глава  2).  "Во  дни  оны,   егда скончавашася дние Пятидесятницы,  беша вси Апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом,  идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы яко огненни... И исполнишася вси Духа Свята...".

Святому первомученику  Стефану  (2  августа)  -  зач.  17

(глава 6).  "Во дни оны, Стефан же исполнь веры и силы творяще знамения и чудеса велия в людех". (Речь Стефана в Синедрионе и его мученическая кончина).

Апостолу Анании (1 октября) - зач.  21 (глава 9). "Во дни оны бе же  некто  ученик  в  Дамасце,  именем  Анания..."  (об исцелении Савла).

Св. великомученику Георгию (23 апреля) и Иакову Зеведееву

(30 апреля)  -  зач.  29 (глава 12).  "Во дни оны возложи Ирод царь руце озлобити некия иже от церкве.  Уби же Иакова,  брата

Иоаннова, мечем.  И видев, яко годе есть иудеем, приложи яти и

Петра". (Чудесное изведение Петра из темницы).

Усекновение главы  Крестителя  Иоанна (29 августа) - зач.

33 (глава 13).  "Во дни оны,  якоже скончаваше Иоанн  течение, глаголаше: кого мя непщуете быти;  несмь аз,  но се, грядет по мне,  Емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу Его..."  (из речи ап. Павла в синагоге Антиохии Писидийской).

Св. Дионисию Ареопагиту (3 октября) - зач. 40 (глава 17).

"Во дни   оны  во  Афинех  же  ждущу  Павлу  Силы  и  Тимофея, раздражашеся дух его в нем  зрящем  идол  полн  сущ  град...".

[Речь   Павла   в   Афинском  ареопаге,  упоминание  о  капище неведомому Богу.  Обращение Дионисия  Ареопагита  и  жены  его

Дамари].

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 января). зач. 42 (глава 19). "Во дни оны, бысть же внегда быти Аполлосу в Коринфе,  Павел,  прошед вышния страны,  прииде во  Эфес..."

(Павел в Ефесе нашел учеников, крещенных во Иоанново крещение, которые даже не слышали, что есть Св. Дух).

Свв. равноапостольным Константину и Елене (21 мая) - зач.

49 (глава   26).   "Во  дни  оны  Агриппа  же  к  Павлу  рече:

Похожие материалы

Информация о работе