Л Е К Ц И Я 4
Иерусалимский собор (Деян. 15; Гал. 2:1-10)
Апостольский декрет (орос) дошел до нас в двух формах: в речи Иакова и в послании собора к Антиохийской церкви (Деян.
15:19-20, 28-29). Западный текст Деяний, к которому восходят и переводы Деяний на современные европейские языки, передает декрет в более подробной форме, чем восточный текст: к запрещению блуда и предписаниям ритуального характера, которыми исчерпывается содержание декрета в восточной форме, он присовокупляет призыв не делать другим того, чего христиане из язычников не хотят себе.
Обрезание в декрете не упоминается. Его отмена для язычников подразумевается в стт. 19 и 28: "не затруднять обращающихся к Богу из язычников", "не возлагать на них никакого бремени более, кроме сего необходимого".
Собор призывал язычников к некоторым самоограничениям по любви к братьям из иудеев. Сюда относится запрещение крови и удавленины, представлявшее по существу одно запрещение, поскольку под удавлениной разумелось мясо животных, умерщвленных без истечения крови. Кровь была "седалищем души", и ядение крови было запрещено еще Второзаконием (12:23).
На соборе произошло разделение сфер служения. Служение старших апостолов - Иакова, Петра (его Павел называет по-арамейски Кафа), Иоанна было ограничено пределами обрезанных. Павлу и Варнаве было предоставлено проповедовать среди язычников и помнить о нуждающихся членах Церкви-Матери
(Иерусалимской церкви). Разделение сфер служения понималось в том смысле, что соблюдение закона Моисеева, от которого были освобождены язычники, сохранялось обязательным для христиан из иудеев (Деян. 15:21).
По возвращении Павла в Иерусалим из третьего путешествия
(Деян. 21:20-25) ему посоветовали принять участие в обете четырех иудео-христиан и тем доказать, что и сам он продолжает соблюдать закон. То есть от соблюдения закона, обязательного для христиан из иудеев, не был свободен и ап. Павел.
Обязательностью закона для христиан из иудеев объясняются и те действия ап. Петра, которые вскоре после собора вызвали суровое обличение со стороны Павла (Гал. 2:11).
В Антиохии Петр был увлечен общим подъемом и, в нарушение закона, стал есть вместе с язычниками. Но прибыли люди, посланные Иаковом, и он "стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных" (Гал. 2:12). То же делал даже Варнава. Павел был возмущен их поведением и определял его как лицемерие.
Литургическое применение Деяний
В Неделю Пасхи - зач. 1 (глава 1). "Первое убо слово сотворих о всех, о, Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити даже до дне, в оньже заповедав Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся..."
Деяния читаются в течение всего периода Пятидесятницы.
На Вознесение - 1 зач. (глава 1) + повествование о
Вознесении (глава 1). "Но приймете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. И сия рек, зрящым им взятся, и облак подъят Его от очию их..."
На Троицу - зач. 3 (глава 2). "Во дни оны, егда скончавашася дние Пятидесятницы, беша вси Апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы яко огненни... И исполнишася вси Духа Свята...".
Святому первомученику Стефану (2 августа) - зач. 17
(глава 6). "Во дни оны, Стефан же исполнь веры и силы творяще знамения и чудеса велия в людех". (Речь Стефана в Синедрионе и его мученическая кончина).
Апостолу Анании (1 октября) - зач. 21 (глава 9). "Во дни оны бе же некто ученик в Дамасце, именем Анания..." (об исцелении Савла).
Св. великомученику Георгию (23 апреля) и Иакову Зеведееву
(30 апреля) - зач. 29 (глава 12). "Во дни оны возложи Ирод царь руце озлобити некия иже от церкве. Уби же Иакова, брата
Иоаннова, мечем. И видев, яко годе есть иудеем, приложи яти и
Петра". (Чудесное изведение Петра из темницы).
Усекновение главы Крестителя Иоанна (29 августа) - зач.
33 (глава 13). "Во дни оны, якоже скончаваше Иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти; несмь аз, но се, грядет по мне, Емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу Его..." (из речи ап. Павла в синагоге Антиохии Писидийской).
Св. Дионисию Ареопагиту (3 октября) - зач. 40 (глава 17).
"Во дни оны во Афинех же ждущу Павлу Силы и Тимофея, раздражашеся дух его в нем зрящем идол полн сущ град...".
[Речь Павла в Афинском ареопаге, упоминание о капище неведомому Богу. Обращение Дионисия Ареопагита и жены его
Дамари].
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 января). зач. 42 (глава 19). "Во дни оны, бысть же внегда быти Аполлосу в Коринфе, Павел, прошед вышния страны, прииде во Эфес..."
(Павел в Ефесе нашел учеников, крещенных во Иоанново крещение, которые даже не слышали, что есть Св. Дух).
Свв. равноапостольным Константину и Елене (21 мая) - зач.
49 (глава 26). "Во дни оны Агриппа же к Павлу рече:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.