В страдании за Христа Павлу было дано высшее откровение, и содержанием этого откровения была тайна Христова.
Свидетельством этого являются его христологические послания из римских уз - Еф., Кол., Флп.
Повествование Деяний не доведено до смерти ап. Павла. Оно кончается на двух годах его проповеди в римских узах
(28:30-31).
Послание к Римлянам было написано ап. Павлом во время его третьего путешествия (53-58 гг.) - вероятно, во время его трехмесячного пребывания в Греции, в Коринфе. Римская церковь апостолу в это время еще не была известна, но духовный уровень римских христиан был очень высок (1:8-12): "Вера римских христиан возвещается во всем мире". После Иерусалима и
Антиохии Римская церковь была самой значительной. Она существовала уже при императоре Клавдии (41-54 гг.).
Иудей Акила и его жена Прискилла, с которыми Павел поселился в Коринфе по одинаковости ремесла (Деян. 18:3), незадолго до того прибыли из Италии, "потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима" в 49 г. Когда Акила и
Прискилла встретили Павла, они уже были прещены.
Ап. Павел не был основателем Римской церкви. В Послании к
Римлянам Павел говорит, что никогда не был в Риме и держится правила не строить на чужом основании (Рим. 15:20-22). Значит, основание было заложено кем-то другим, и Павел не хотел вторгаться в чужую работу.
В римско-католической церкви основание христианской общины в Риме считается делом ап. Петра. Его называют первым римским епископом, с которого начинается ряд римских пап; срок его епископства определяется в 25 лет. Рим оказывается тем
"другим местом", куда отбыл Петр по оставлении Иерусалима в 44
г. (Деян. 12:17). Но в Рим. (15:20-22) ап. Павел не говорит, кто положил основание Римской церкви. Если бы это был первоверховный апостол Петр, Павел непременно упомянул бы это имя в Послании к Римлянам (16). Но Павел молчит, и это говорит против предания Римской церкви о Петре как ее основателе. В
Деяниях (28:14-15) говорится о том, что когда Павел прибывает в Рим на суд кесаря, его встречает братия, т.е. местные христиане.
Возможно, первое слово о Христе, дошедшее до Рима, было связано с чудом Пятидесятницы. В числе слушателей Петра были
"эпидимунтес ромэни" - "пришедшие из Рима" (Деян. 2:11). Через них весть о Христе могла дойти до Рима.
В Рим. ап. Павел подчеркивает, что имеет дело в основном с язычниками (Рим. 1:5-6, 13). Здесь он использует слово
"народы" (1:5-6 - "Мы получили апостольство, чтобы во имя
Христово покорять вере все народы"). Греч. "эфни" в Новом
Завете почти всегда обозначает народы языческие.
О Благовестии в Риме Павел думал и готовился к нему давно. Здесь - прямая связь с Деяниями. Находясь во время своего второго путешествия в Ефесе, Павел "положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим" (Деян. 19:21).
Столкнувшись с гонением в Иерусалиме после третьего своего путешествия, Павел в видении слышит слова Христа:
"Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в
Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме"
(Деян. 23:11).
Когда апостол писал Послание к Римлянам, он собирался отправиться в Иерусалим с собранными в Коринфе пожертвованиями: "А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым" (Рим. 15:25). Таким образом, Рим. было написано более чем через 20 лет после обращения Павла. К этому времени апостол написал по крайней мере 5 посланий: 1 и 2 Сол. (из
Коринфа) - 53 г.; Гал. (из Антиохии) - 54 г.; 1 и 2 Кор. (из
Ефеса) - 56 г.
16.02.95.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.