Иерусалимский собор. Литургическое применение Деяний. Послание Св. апостола Павла к Римлянам, страница 5

В страдании за Христа Павлу было дано высшее  откровение, и содержанием    этого   откровения   была   тайна   Христова.

Свидетельством этого являются его христологические послания из римских уз - Еф., Кол., Флп.

Повествование Деяний не доведено до смерти ап. Павла. Оно кончается на   двух   годах   его  проповеди  в  римских  узах

(28:30-31).

Послание к Римлянам было написано ап. Павлом во время его третьего путешествия (53-58 гг.)  -  вероятно,  во  время  его трехмесячного пребывания в Греции,  в Коринфе. Римская церковь апостолу в это время еще не была известна, но духовный уровень римских христиан  был  очень  высок  (1:8-12):  "Вера  римских христиан возвещается  во  всем  мире".  После   Иерусалима   и

Антиохии   Римская   церковь   была  самой  значительной.  Она существовала уже при императоре Клавдии (41-54 гг.).

Иудей Акила  и  его  жена  Прискилла,  с  которыми  Павел поселился в Коринфе  по  одинаковости  ремесла  (Деян.  18:3), незадолго до  того  прибыли  из  Италии,  "потому  что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима" в 49 г.  Когда Акила  и

Прискилла встретили Павла, они уже были прещены.

Ап. Павел не был основателем Римской церкви. В Послании к

Римлянам Павел  говорит,  что никогда не был в Риме и держится правила не строить на чужом основании (Рим. 15:20-22). Значит, основание было  заложено  кем-то  другим,  и  Павел  не  хотел вторгаться в чужую работу.

В римско-католической   церкви   основание   христианской общины в Риме считается делом ап.  Петра.  Его называют первым римским епископом, с которого начинается ряд римских пап; срок его епископства определяется в 25  лет.  Рим  оказывается  тем

"другим местом", куда отбыл Петр по оставлении Иерусалима в 44

г. (Деян.  12:17).  Но в Рим. (15:20-22) ап. Павел не говорит, кто положил   основание   Римской  церкви.  Если  бы  это  был первоверховный апостол Петр,  Павел непременно упомянул бы это имя в Послании к Римлянам (16). Но Павел молчит, и это говорит против предания Римской церкви о Петре как  ее  основателе.  В

Деяниях (28:14-15) говорится о том,  что когда Павел прибывает в Рим на  суд  кесаря,  его  встречает  братия,  т.е.  местные христиане.

Возможно, первое слово о Христе,  дошедшее до Рима,  было связано с  чудом Пятидесятницы.  В числе слушателей Петра были

"эпидимунтес ромэни" - "пришедшие из Рима" (Деян. 2:11). Через них весть о Христе могла дойти до Рима.

В Рим.  ап. Павел подчеркивает, что имеет дело в основном с язычниками  (Рим.  1:5-6,  13).  Здесь  он  использует слово

"народы" (1:5-6 - "Мы  получили  апостольство,  чтобы  во  имя

Христово покорять  вере  все  народы").  Греч.  "эфни" в Новом

Завете почти всегда обозначает народы языческие.

О Благовестии  в  Риме  Павел  думал  и  готовился к нему давно. Здесь - прямая связь  с  Деяниями.  Находясь  во  время своего второго путешествия в Ефесе,  Павел  "положил  в  духе, пройдя Македонию и Ахаию,  идти в Иерусалим,  сказав:  побывав там, я должен видеть и Рим"  (Деян. 19:21).

Столкнувшись с  гонением  в  Иерусалиме  после   третьего своего путешествия,  Павел  в  видении  слышит  слова  Христа:

"Дерзай, Павел;   ибо,   как   ты  свидетельствовал  о  Мне  в

Иерусалиме, так надлежит  тебе  свидетельствовать  и  в  Риме"

(Деян.  23:11).

Когда апостол писал Послание  к  Римлянам,  он  собирался отправиться    в    Иерусалим    с    собранными   в   Коринфе пожертвованиями:  "А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым" (Рим.  15:25). Таким образом, Рим. было написано более чем через 20  лет  после  обращения  Павла.  К  этому  времени апостол  написал  по крайней мере 5 посланий:  1 и 2 Сол.  (из

Коринфа) - 53 г.;  Гал.  (из Антиохии) - 54 г.; 1 и 2 Кор. (из

Ефеса) - 56 г.

16.02.95.