Иерусалимский собор. Литургическое применение Деяний. Послание Св. апостола Павла к Римлянам, страница 3

1) Приветствия ("предначинание",  греч.:  "проимион").  В

Рим. это   1:1-7  -  "Павел,  раб  Иисуса  Христа,  призванный

Апостол, избранный  к   благовестию   Божию   (1:1).   ...Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим..." (1:7).

2) Молитва (греч.: "эфхоли"). Рим. 1:7: "...Благодать вам и мир от Бога,  Отца нашего, и Господа Иисуса Христа". Начиная с  первой  молитвы,  апостол  говорит о благодати и мире.  Это основная  тема  Рим.,  так  как  без  благодати  и  мира   нет оправдания.

3) Благодарение  (греч.:  "евхаристия").   Рим.   1:8   "...Благодарю  Бога  моего Иисуса Христа о всех вас,  яко вера ваша возвещается во всем мире".

4) Основная  часть  послания,  в котором обязательно есть своя кульминация,  своя эпиклеза. В Рим. это 8:35-39 - "Кто ны разлучит от любве Божия:  скорбь ли, теснота или гонение... Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Яко ни смерть, ни живот,  ни  Ангелы,  ни Начала,  ниже Силы...  не возмогут нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем".

5) Ближе  к концу послания находится прославление Господа

(греч.: "эпиниклос имнос" - торжественный, победоносный гимн).

В  русском  тексте  Рим.  оно  в  конце  главы 14 (24-26).  [В

некоторых кодексах,  а также в Вульгате и западных переводах в конце главы 16 (23-26)]:  "Могущему вас утвердити... Единому

Премудрому Богу чрез Иисуса Христа слава во веки. Аминь".

6) Наконец,  личные  приветствия  и  ходатайства  (греч.:

деисис). А Рим.  это глава 16 - приветствия 26 членам  римской общины.

Как видим,  названия отдельных составных частей  Павловых посланий напоминают    наименования    составных   компонентов

Евхаристического канона.  В  связи  с  этим  русский  богослов

Н.Н.Глубоковский отмечал     литургичность,    евхаристичность

Павловых посланий.

Павел обращается   к  язычникам,  катехуменам  и  святым, совершает жертву слова,  ходатайствует о  Св.  Духе,  молит  о восприятии Его  всеми  людьми.  Для  верующего  сердца Павловы послания развертываются как Божественная служба,  как служение слова, как    литургия.   Отсюда   -   неизреченная   глубина, неисчерпаемость богатства   апостольской   мысли,    некоторая таинственность для понимания умом человеческим.

Литургичность Павловых  посланий  проявляется,  с  другой стороны, в   том,   что   почти  все  евхаристические  молитвы построены на текстах посланий, цитируют или перефразируют их.

Особенно широко  используется  в евхаристических молитвах

Послание к Римлянам,  хотя в самом послании слово "евхаристия"

(в отличие от других Павловых посланий) не встречается ни разу.

* * *

В толковательных главах Апостоликона Послание к  Римлянам именуется "эпистолией"   ("Знамения   к   Римлянам   эпистолии

Павловы"), в  отличие  от  других  посланий,  которые  так   и называются: "послания" - Кор.,  Гал.,  Еф.  и т.д. И это очень верно, т.к.   в   древности   существовала    разница    между посланием-письмом, в   котором   содержится   обилие  деталей, касающихся конкретных  проблем,  обсуждаемых  в  послании,   и

"эпистолией" (эпистулой),  когда  в  форму  письма  облекались рассуждения, речи,  трактаты и т.п.  [Ср.  "эпистулы"  Сенеки,

"эпистолии" Эпикура  и  т.п.  На  это обратил внимание русский богослов Серг.  Алек. Жебелев ("Апостол Павел и его послания",

Петр., 1916)].

Павел обращается к Римской церкви,  в  основании  которой он, по-видимому,  не принимал никакого участия, поэтому в Рим.

мало деталей,   касающихся   конкретных   проблем,    которыми изобилуют все  прочие  послания  к поместным общинам.  Во всех других посланиях   Павел   разрешает   какую-нибудь   насущную проблему, обсуждает    положение,    сложившееся   в   церкви, исправляет заблуждения или  устраняет  грядущую  опасность.  В

Рим. этого  нет  - это скорее богословский трактат,  где Павел систематически излагает собственную богословскую концепцию.