Иерусалимский собор. Литургическое применение Деяний. Послание Св. апостола Павла к Римлянам, страница 2

повелевается ти о себе самому глаголати" .  (Речь Павла  перед царем  Агриппой,  рассказ  о  теофании  на дороге в Дамаск,  о задаче апостолу "отверсти очи" язычников,  "да обратятся от тмы в свет  и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою, яже в Мя".

На обновление  Цареграда  (310 год,  когда Византия стала называться Константинополем,  Новым Римом) -  зач.  40  (глава

18). Чин  на  основание града.  "Во дни оны отлучився Павел от

Афин, прииде в Коринф и обрете некоего иудеанина именем Акилу, понтянина родом,  ново  пришедше  от Италии,  и Прискиллу жену его". В Коринфской синагоге  иудеи  Павла  не  приняли,  и  он сказал знаменательные слова:  "Чист аз,  отныне во языки иду".

Христос в нощном видении ободрил Павла:  "Не бойся, но глаголи и да  не умолкнеши,  зане Аз есмь с тобою,  и никтоже приложит озлобити тя...".

Ап. Филиппа,  единого  от  "семи"  (11  октября) - зач.20

(глава 8) - об обращении эфиопского евнуха царицы Кандакии.

На этом мы заканчиваем изучение Деяний.  Естественно,  мы не смогли   рассмотреть  все  вопросы,  поэтому  многое  будет зависеть от семинарских занятий.

Послание Св. апостола Павла к Римлянам

Богослужебный устав   предусматривает   чтение   Павловых посланий сразу  же  вслед   за   Деяниями   (хотя   в   каноне новозаветных книг  после  Деяний  идут соборные послания).  Со вторника 1-й седмицы по Пятидесятнице начинаем читать Рим.

"Я наименьший   из   Апостолов,  и  недостоин  называться

Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился:  не я,  впрочем,  а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:9-10).

Так характеризует  себя  сам  ап.  Павел.  Наделенный  от природы богатыми  способностями,  он  был  воспитан и обучен в строгих фарисейских правилах  и,  по  собственному  признанию, преуспевал в иудействе более многих своих сверстников,  будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий.  Когда  же  Господь призвал его  к  апостольскому служению,  он всю энергию и силы своего великого духа  перенес  на  проповедь  Евангелия  среди языческого мира.

Изучая жизнь  и  апостольские  труды  Павла,  можно  лишь изумляться  тому,  сколько  искушений  и  лишений пришлось ему претерпеть  ради  проповеди   Христа.   По   мере   нарастания трудностей и опасностей его апостольская ревность не только не умалялась,  но,  напротив,  усиливалась и укреплялась (2  Кор.

11:23-27). Сравнивая себя с прочими апостолами и, по смирению, называя себя меньшим (лат. Паулюс - Павел - значит "меньший"), апостол по  всей справедливости мог сказать:  "но я более всех их потрудился:  не я,  впрочем,  а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10).

Как священный писатель ап.  Павел превосходит всех прочих апостолов по  объему  своих  посланий  -  почти  треть состава новозаветных книг.  По  основной  богословской  мысли  Павловы послания обычно классифицируются на:

1) "Сотериологические" послания  об  оправдании  -  Рим.,

Гал. (эти  послания  считаются  парными,  т.е.  имеющими общую концепцию, и взаимодополняющими).

2) "Христологические" - о Лице Иисуса Христа - Еф., Кол.,

Флп., Евр., 1 и 2 Кор.

3) Эсхатологические (о конце времен) - 1 и 2 Сол.

4) Пастырские - 1 и 2 Тим., Тит., Флм.

По времени написания все послания делятся на:

1) послания из 2-го путешествия: 1 и 2 Сол. - ок. 53 г.

2) послания из 3-го путешествия: 1 и 2 Кор., Гал., Рим. 53-58 гг.

3) из "первых" римских уз - Еф., Флп., Кол., Флм., Евр. 63-64 гг.

4) написанные   в   конце   жизни   (по  преданию,  после освобождения) - 1 Тим.,  Тит.  (64-67 гг.); 2 Тим. написано во время "вторых" римских уз, перед мученической смертью - 67 г.

Большинство Павловых   посланий   строятся   по    единой парадигме, имеют  общую схему,  архитектонику,  распадаются на несколько сопоставимых разделов: