Когда Мария дала свой обет девства?

Страницы работы

Содержание работы

Лекции, прочитанные в Свято-Тихоновском богословском институте

Лекция 6

В прошлый раз мне задавали вопрос,  и действительно существует такая  проблема:  Когда Мария дала Свой обет девства?

Ведь если предположить,  что этот обет был дан  при  первосвященниках, когда Она была еще в храме, как говорят нам некоторые источники,  то как могло быть  воспринято,  когда  она вдруг родила?  Это было бы нарушением обета,  и тогда Она подверглась бы если не казни,  то по  крайней  мере  позору,  как посвятившая  Себя  Богу  и  совершившая отступление от данного обета. Это несовместимо с тем, что Она жила внешне как все люди и была в чести у тех людей,  среди которых жила. Никаких на Нее не было нареканий,  никаких не было сомнений и  вопрошений по поводу того, почему должно было быть так, а вышло иначе.

Конечно, только тогда это можно согласовать, если предположить, что Она дала обет, как и было установлено в Ветхом Завете женщине или девице давать обет:  при отце или при муже. В  Книге Чисел сказано (23:4-9): "Если женщина даст обет Господу, и положит на себя зарок в доме отца своего,  в юности своей; и услышит  отец  обет  ее и зарок,  который она положила на душу свою,  и промолчит о том отец ее: то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится. Если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки,  которые  она  возложила  на  душу свою,  не состоятся,  и Господь простит ей, потому что запретил отец ее. Если она выйдет в замужество,  а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж е, и, услышавши, промолчит; то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся. Если же муж ее, услышавши, запретит ей, и отвергнет обет ее,  который на ней,  и слово уст ее, которым она связала себя, то они не состоятся, и Господь простит ей".

Также если даст обет она в доме  мужа  своего:  если  муж промолчит, значит обет состоится,  а если запретит,  значит не состоится, хотя она и дала обет.  Она может его не  выполнять, потому что  муж  запретил,  и  на ней не будет греха нарушения обета.

Для чего Мария была отдана в замужество? именно для того, чтобы скрыть  от людей и от дьявола безмужнее рождение Младенца? Чтобы уберечь Ее от нареканий с чьей-то стороны? Очевидно, можно предполагать только одно: когда Она воспитывалась в храме,  пришло время выдать Ее в замужество, и Ее выдали за этого человека.

Разные предания говорят об Иосифе  по-разному.  Например, восточные отцы говорят,  что Иосиф был вдовцом и имел детей от первого брака,  а западная Церковь говорит, что он был строгим девственником. Приводится случай, как Ей избирали мужа, и были разные кандидаты,  но только у него в руках пророс  и  расцвел жезл, по этому признаку и отличили его особенное благочестие и выдали на него Марию, чтобы он был хранителем Ее девства.

Конечно, это никак не согласуется с тем, что Мария жила и пользовалась почетом и ни с чьей стороны не было на Нее  нареканий. Мы  можем  только одно предположить,  чтобы согласовать это со Священным Писанием и Новым Заветом: что Она была выдана замуж, как все девицы,  достигшие возраста,  хотя и воспитывавшиеся в храме,  должны были быть выданы замуж.  И Божьим Промыслом так получилось, что в мужья Ей был предназначен Иосиф. И при обручении с  ним  Она  сказала,  что  хочет  дать  обет  сохранять девство, и, значит, он одобрил его и не собирался быть ее фактическим мужем.  Только он и Она знали об этом,  и когда у Нее обнаружились признаки чревоношения,  он, как праведный, не хотел держать в доме прелюбодеицу. Но не желая огласить Ее и тем самым предать смерти, он хотел Ее тайно отпустить.

Только так мы можем предположить: только Иосиф знал о том обете, который Она дала - хранить Свое девство, посвятить Себя всецело Богу.  А иначе возникает масса смущающих вопросов.

И вот пришло время родить Пресвятой Деве.  Митрополит Филарет Московский (Дроздов) много проповедей посвятил Деве  Марии. Когда  он говорит о Рождестве,  то отмечает,  что сбылось ветхозаветное пророчество о том, что Сын Божий должен родиться в Вифлееме,  хотя Пресвятая Дева жила в Назарете.  Митрополит Филарет говорит о том,  что Господь как бы привел в движение всю  вселенную, чтобы слово пророчества сбылось. Император повелел совершить перепись, и в том числе в Палестине, и все должны были прийти в   свои  города,  откуда  они  происходили.  И  Иосиф, поскольку он был из рода Давидова,  отправился  с  Пресвятой Девой  в дальний путь.  А Ей уже пришло время родить. И в таком трудном положении они безропотно отправились в дорогу.

Мы знаем,  что перепись эта вызвала волнения в народе иудейском, что были восстания - люди протестовали против  этого, видя в  этом  ущемление себя как Божьего народа.  Но у Марии и Ее Обручника не возникло никаких сомнений  -  у  Божьих  людей всегда Божье есть Божье, а человеческое есть человеческое: говорит мирская власть,  что нужно переписаться, они идут и производят спокойно все,  что от них требуется, даже тогда, когда это для них затруднительно.

Похожие материалы

Информация о работе