Лекции, прочитанные в Свято-Тихоновском богословском институте
Лекция 6
В прошлый раз мне задавали вопрос, и действительно существует такая проблема: Когда Мария дала Свой обет девства?
Ведь если предположить, что этот обет был дан при первосвященниках, когда Она была еще в храме, как говорят нам некоторые источники, то как могло быть воспринято, когда она вдруг родила? Это было бы нарушением обета, и тогда Она подверглась бы если не казни, то по крайней мере позору, как посвятившая Себя Богу и совершившая отступление от данного обета. Это несовместимо с тем, что Она жила внешне как все люди и была в чести у тех людей, среди которых жила. Никаких на Нее не было нареканий, никаких не было сомнений и вопрошений по поводу того, почему должно было быть так, а вышло иначе.
Конечно, только тогда это можно согласовать, если предположить, что Она дала обет, как и было установлено в Ветхом Завете женщине или девице давать обет: при отце или при муже. В Книге Чисел сказано (23:4-9): "Если женщина даст обет Господу, и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей; и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее: то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится. Если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил отец ее. Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж е, и, услышавши, промолчит; то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся. Если же муж ее, услышавши, запретит ей, и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, то они не состоятся, и Господь простит ей".
Также если даст обет она в доме мужа своего: если муж промолчит, значит обет состоится, а если запретит, значит не состоится, хотя она и дала обет. Она может его не выполнять, потому что муж запретил, и на ней не будет греха нарушения обета.
Для чего Мария была отдана в замужество? именно для того, чтобы скрыть от людей и от дьявола безмужнее рождение Младенца? Чтобы уберечь Ее от нареканий с чьей-то стороны? Очевидно, можно предполагать только одно: когда Она воспитывалась в храме, пришло время выдать Ее в замужество, и Ее выдали за этого человека.
Разные предания говорят об Иосифе по-разному. Например, восточные отцы говорят, что Иосиф был вдовцом и имел детей от первого брака, а западная Церковь говорит, что он был строгим девственником. Приводится случай, как Ей избирали мужа, и были разные кандидаты, но только у него в руках пророс и расцвел жезл, по этому признаку и отличили его особенное благочестие и выдали на него Марию, чтобы он был хранителем Ее девства.
Конечно, это никак не согласуется с тем, что Мария жила и пользовалась почетом и ни с чьей стороны не было на Нее нареканий. Мы можем только одно предположить, чтобы согласовать это со Священным Писанием и Новым Заветом: что Она была выдана замуж, как все девицы, достигшие возраста, хотя и воспитывавшиеся в храме, должны были быть выданы замуж. И Божьим Промыслом так получилось, что в мужья Ей был предназначен Иосиф. И при обручении с ним Она сказала, что хочет дать обет сохранять девство, и, значит, он одобрил его и не собирался быть ее фактическим мужем. Только он и Она знали об этом, и когда у Нее обнаружились признаки чревоношения, он, как праведный, не хотел держать в доме прелюбодеицу. Но не желая огласить Ее и тем самым предать смерти, он хотел Ее тайно отпустить.
Только так мы можем предположить: только Иосиф знал о том обете, который Она дала - хранить Свое девство, посвятить Себя всецело Богу. А иначе возникает масса смущающих вопросов.
И вот пришло время родить Пресвятой Деве. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) много проповедей посвятил Деве Марии. Когда он говорит о Рождестве, то отмечает, что сбылось ветхозаветное пророчество о том, что Сын Божий должен родиться в Вифлееме, хотя Пресвятая Дева жила в Назарете. Митрополит Филарет говорит о том, что Господь как бы привел в движение всю вселенную, чтобы слово пророчества сбылось. Император повелел совершить перепись, и в том числе в Палестине, и все должны были прийти в свои города, откуда они происходили. И Иосиф, поскольку он был из рода Давидова, отправился с Пресвятой Девой в дальний путь. А Ей уже пришло время родить. И в таком трудном положении они безропотно отправились в дорогу.
Мы знаем, что перепись эта вызвала волнения в народе иудейском, что были восстания - люди протестовали против этого, видя в этом ущемление себя как Божьего народа. Но у Марии и Ее Обручника не возникло никаких сомнений - у Божьих людей всегда Божье есть Божье, а человеческое есть человеческое: говорит мирская власть, что нужно переписаться, они идут и производят спокойно все, что от них требуется, даже тогда, когда это для них затруднительно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.