Это свидетельство простым людям, пастухам, которые бодрствовали на страже своего стада. Им открылось небо, и множество Ангелов явилось. Это говорит о том, что всё небо, все небожители - Ангелы - участвовали в великом духовном событии Рождества Господня. Они следили за этим, смотрели за откровением этой великой страшной тайны воплощения Бога. И поражались этому. Для всех внешне это был просто младенец, который лежит в яслях, а для Ангелов, у которых были отверсты очи, способные видеть то, что сокрыто от обычных плотских глаз, это было торжеством Божией любви к человеческому роду.
"Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было" (Лк. 22:15-20).
А сказано им было, что Он родился в городе Давидовом, что Он Спаситель, что Он Христос - Помазанник, о котором говорили пророки. Что Он Господь, т.е. Бог. Все это было сказано и открыто пастухам, и они в радости и простоте пришли и увидели то, что им было обещано, и сказали о том, что было сказано им Ангелами. Кому сказали? Именно Иосифу и Марии. И Мария сохраняла все это, слагая в сердце Своем.
И другие свидетели пришли, из других мест и по другому побуждению. "Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля" (Мф. 21:1-6).
Вот пророчество о Вифлееме, о Вожде, Который упасет народ Израиля - это уже книжники и мудрецы сказали это пророчество, а волхвы сказали это на своем языке. Они исследовали звезды и увидели звезду, которая, по их соображениям, была звездой Царя Иудейского. Они не говорили о Нем как о Господе, как о Боге, а сказали о Нем как о Царе Иудейском. Они пришли и спросили: где родившийся Царь Иудейский? И весь Иерусалим встревожился, и стали искать пророчества и думать, что же делать.
Эти два свидетельства - волхвов и пастухов - два пути Богопознания. По-разному открывается истина разным людям, но все они в конце концов приходят поклониться яслям Новорожденного Богомладенца Христа. Одни люди живут в простоте, соблюдают верность Богу, предстоят перед Ним - и Господь прямо открывает им в простоте о том, что совершилось. А другие люди ищут истину, разглядывая явления природы. Мы в Ветхом Завете читаем о том, что Господь сотворил на тверди небесной два светила великие - Солнце и Луну, малые звезды. Для чего? В том числе и для знамений. Конечно, все в мире связано, все находится во взаимодействии, является материальной печатью чего-то духовного. Конечно, человеку, который внимательно наблюдает всё вокруг себя, достаточно этого, чтобы иметь какое-то понятие о Божестве. И поэтому когда апостол Павел в Послании к Римлянам пишет о путях иудеев и путях язычников, он говорит о последних (21:19-20): "Ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.