Когда Мария дала свой обет девства?, страница 3

Итак, Пресвятая Дева не нашла места, где Ей родить Спасителя мира. Почему? Может быть, просто по смирению они не стали куда-то ломиться ("пустите беременную женщину")? Но, возможно, это было  промыслительно,  чтобы  от всех сокрыт был образ Его Рождества. Но мы знаем,  что  родила  Она  безболезненно,  без обычных немощей, свойственных родильнице. И когда мы сравниваем иконы,  которые изображают Рождество Божией Матери и Иоанна Крестителя, то  мы видим,  что на последней роженица лежит,  а вокруг нее суетятся помощники с тазами, полотенцами, а Пресвятая Дева на православных иконах не изображается лежащей. Она всегда сидит или стоит возле Своего Сына, в этом мы видим запечатленную веру Церкви в то,  что Она родила без обычных болезней и немощей.  И,  конечно, не могло свершиться рождение Богомладенца в присутствии  повивальной  бабки или еще кого-то.  Она Сама Его приняла по благовествованию Ангела от Духа Святаго,  Сама  Его носила  и Сама Его родила и спеленала.  И все это сокрыто тайной, все это неизреченно.

В рождении Богомладенца - начало Его Креста. Крест этот уже в том,  что Бог становится человеком,  Творец мира  становится вдруг тварью, - это Его безграничное уничижение. Для нас - радость,  что Спаситель пришел в мир.  Но для Него это - Его Крест. И мы видим, как всё здесь сходится: и подозрение в неправедном Его зачатии,  и опасность для Пресвятой Девы быть побитой камнями,  и этот трудный путь в Вифлеем, и невозможность родиться Ему в человеческих условиях.  Положить Его было некуда, кроме как в кормушку для скота, в ясли.

Господь говорил потом: "Научитесь от Меня..." не чудесам, а "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим".  И свой земной путь Он и начинает с самого  низа,  освящая постепенно все вокруг себя.  И начинает с яслей.

Раньше словом "ясли" вполне осознанно называли благотворительные учреждения,  куда сдавали детей,  которым совсем уж не находилось  места  на земле.  Которых и матери не могли вскормить, отказывались от них. Таких детей и сдавали в учреждения, которые  в  память Господних яслей называли яслями.  Тем самым выражали надежду,  что Господь этих отброшенных  людьми  детей поднимет вместе с Собой,  как Он Сам поднялся из такой человеческой тесноты к Божественной славе.

Когда в  пророчествах  говорится  о  местах,  связанных с жизнью Господа,  то подчеркивается,  что это были  места  второстепенные. О Вифлееме говорится: "И ты, Вифлеем, земля Иудина,  ничем не меньше воеводств Иудиных" - как  бы  пророческое поощрение этого города,  считавшегося заштатным.  "Ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ мой Израиля". И о Назарете,  из которого Господь вышел потом на проповедь,  из Галилеи,  из той земли Палестинской,  которая тоже была как бы  на задворках:  "Земля Завулонова и земля Неффалимова на пути приморском за Иорданом,  Галилея языческая, народ, сидящий во тьме,  увидел свет великий". То есть хотя и жили там люди, которые ходили в паломничество в Иерусалим на Пасху,  но было  там много  язычников,  и  эта  языческая  стихия очень сильно воздействовала на правоверный народ.  Ее даже  называли  "Галилея языческая";  "народ,  сидящий во тьме,  увидел свет великий, и сидящим в стране этой тени смертной воссиял  свет".  С  самого низа Господь и рождается,  и приходит в мир, и выходит на проповедь.  С появлением Господа на свет начинаются свидетельства о Нем людей.

Вот четыре  свидетельства,  относящиеся  ко  времени  Его детства, Рождества  и первых дней Его жизни.  Первое,  что нам возвещает апостол Лука:  "В той стране были на поле пастухи которые содержали ночную стражу у стада своего.  Вдруг предстал им Ангел Господень,  и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость,  которая будет всем людям:  ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель,  Который есть Христос Господь;  и вот вам знак:  вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленно воинство небесное,  славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 22:8-14).