Итак, Пресвятая Дева не нашла места, где Ей родить Спасителя мира. Почему? Может быть, просто по смирению они не стали куда-то ломиться ("пустите беременную женщину")? Но, возможно, это было промыслительно, чтобы от всех сокрыт был образ Его Рождества. Но мы знаем, что родила Она безболезненно, без обычных немощей, свойственных родильнице. И когда мы сравниваем иконы, которые изображают Рождество Божией Матери и Иоанна Крестителя, то мы видим, что на последней роженица лежит, а вокруг нее суетятся помощники с тазами, полотенцами, а Пресвятая Дева на православных иконах не изображается лежащей. Она всегда сидит или стоит возле Своего Сына, в этом мы видим запечатленную веру Церкви в то, что Она родила без обычных болезней и немощей. И, конечно, не могло свершиться рождение Богомладенца в присутствии повивальной бабки или еще кого-то. Она Сама Его приняла по благовествованию Ангела от Духа Святаго, Сама Его носила и Сама Его родила и спеленала. И все это сокрыто тайной, все это неизреченно.
В рождении Богомладенца - начало Его Креста. Крест этот уже в том, что Бог становится человеком, Творец мира становится вдруг тварью, - это Его безграничное уничижение. Для нас - радость, что Спаситель пришел в мир. Но для Него это - Его Крест. И мы видим, как всё здесь сходится: и подозрение в неправедном Его зачатии, и опасность для Пресвятой Девы быть побитой камнями, и этот трудный путь в Вифлеем, и невозможность родиться Ему в человеческих условиях. Положить Его было некуда, кроме как в кормушку для скота, в ясли.
Господь говорил потом: "Научитесь от Меня..." не чудесам, а "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". И свой земной путь Он и начинает с самого низа, освящая постепенно все вокруг себя. И начинает с яслей.
Раньше словом "ясли" вполне осознанно называли благотворительные учреждения, куда сдавали детей, которым совсем уж не находилось места на земле. Которых и матери не могли вскормить, отказывались от них. Таких детей и сдавали в учреждения, которые в память Господних яслей называли яслями. Тем самым выражали надежду, что Господь этих отброшенных людьми детей поднимет вместе с Собой, как Он Сам поднялся из такой человеческой тесноты к Божественной славе.
Когда в пророчествах говорится о местах, связанных с жизнью Господа, то подчеркивается, что это были места второстепенные. О Вифлееме говорится: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных" - как бы пророческое поощрение этого города, считавшегося заштатным. "Ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ мой Израиля". И о Назарете, из которого Господь вышел потом на проповедь, из Галилеи, из той земли Палестинской, которая тоже была как бы на задворках: "Земля Завулонова и земля Неффалимова на пути приморском за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий". То есть хотя и жили там люди, которые ходили в паломничество в Иерусалим на Пасху, но было там много язычников, и эта языческая стихия очень сильно воздействовала на правоверный народ. Ее даже называли "Галилея языческая"; "народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране этой тени смертной воссиял свет". С самого низа Господь и рождается, и приходит в мир, и выходит на проповедь. С появлением Господа на свет начинаются свидетельства о Нем людей.
Вот четыре свидетельства, относящиеся ко времени Его детства, Рождества и первых дней Его жизни. Первое, что нам возвещает апостол Лука: "В той стране были на поле пастухи которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленно воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 22:8-14).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.