Может быть, играла роль личность самого Иоанна Крестителя. О нем сказано, что он был весь в волосах и имел одежду из верблюжьего волоса и был препоясан кожаным поясом на чреслах. Он жил в пустыне, и пищей его были акриды и дикий мед. Есть два мнения о том, что такое акриды. Одно заключается в том, что нельзя даже предполагать, что Иоанн мог есть что-то живое, и акриды - это какое-то стручковое растение. Но в Ветхом Законе говорится, что акриды - это род саранчи. И это была чистая пища.
Как совершал Иоанн Креститель исполнение пророчества: "всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся"? Когда к Иоанну приходили люди гордые и самоуверенные, он говорил: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк. 23:7-9).
У иудеев была надежда на происхождение от Авраама, которому Господь дал обетование. У них была уверенность: мы семя Авраамово, нам уже нечего бояться, мы уже чада спасения. Их гордыню Иоанн Креститель как бы понижал такими словами: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния..". А тем, кто смиренно приходил и спрашивал: "Что нам делать?" - Иоанн Креститель помогал подняться.
"Что нам делать?" - спрашивал народ. И Иоанн, хотя сам был высокой жизни подвижником, аскетом, не говорил, чтобы они поднимались на такую же высоту. Он говорил им вроде бы простые вещи: "У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же" (Лк. 23 :11). И всего-то: хоть что-то делай, хоть чем-то поделись. А это и просто, и непросто. Просто - по существу дела; но - руку, которая привыкла к себе грести, вдруг приучить грести от себя, - далеко не просто. В этом есть коренной поворот, это начало покаяния и исправления.
Приходили к нему люди разных профессий, но упоминаются только воины и мытари. Можно ли воину спастись, убивая? Иоанн не говорит, чтобы они бросали оружие. А говорит: "Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем". И не употребляйте данный вам для защиты отечества меч для того, чтобы обижать беззащитных. И пришли презираемые всеми людьми мытари - сборщики налогов. Иоанн не говорит им, чтобы они бросили свое грязное ремесло. Он говорит: "Не требуйте более определенного вам". Им было определено, сколько брать себе, а сколько отдавать римлянам. Они просто повышали свою часть и бессовестно увеличивали налог за счет населения, и в этом была их неправда. Но и такие люди могли спастись, ведь кто-то должен был заниматься и этим, раз есть оккупационные войска, но надо было брать себе только определенную меру, а лишнего греха на себя не брать.
Вероятно, и Ирод приходил к нему и спрашивал: "Что мне делать?", потому что Иоанн и ему сказал: "Не должно тебе иметь жену брата своего".
То есть, каждому Иоанн Креститель говорил о том, какой шаг он должен сделать навстречу Богу, в чем ему надо выпрямить свою стезю в жизни. У Ирода был этот тяжкий грех, что он отобрал жену у брата, и именно этот грех он и должен был бросить. И каждый должен был честно выполнять свой долг, который на нем лежит. В этом - начало пути к спасению.
22.03.94.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.