Когда Мария дала свой обет девства?, страница 9

Может быть,  играла роль личность самого Иоанна Крестителя.  О нем сказано, что он был весь в волосах и имел одежду из верблюжьего  волоса и был препоясан кожаным поясом на чреслах. Он жил в пустыне,  и пищей его были акриды и дикий  мед.  Есть два  мнения о том,  что такое акриды.  Одно заключается в том, что нельзя даже предполагать, что Иоанн мог есть что-то живое, и акриды - это какое-то стручковое растение. Но в Ветхом Законе говорится,  что акриды - это род саранчи. И это была чистая пища.

Как совершал  Иоанн  Креститель  исполнение  пророчества: "всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся"? Когда к Иоанну приходили люди гордые и самоуверенные, он говорил: "Порождения ехиднины!  кто внушил вам бежать от  будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе:  "отец у нас Авраам";  ибо говорю вам,  что Бог может из  камней  сих воздвигнуть детей Аврааму;  уже и секира при корне дерев лежит:  всякое дерево,  не приносящее  доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк. 23:7-9).

У иудеев была надежда на происхождение от Авраама,  которому Господь дал обетование.  У них была уверенность:  мы семя Авраамово,  нам уже нечего бояться,  мы уже чада спасения.  Их гордыню Иоанн Креститель как бы понижал такими  словами:  "Порождения  ехиднины!  кто  внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния..".  А тем, кто смиренно приходил и спрашивал: "Что нам делать?" - Иоанн Креститель помогал подняться.

"Что нам  делать?" - спрашивал народ.  И Иоанн,  хотя сам был высокой жизни подвижником,  аскетом, не говорил, чтобы они поднимались на такую же высоту. Он говорил им вроде бы простые вещи: "У кого две одежды,  тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же" (Лк. 23 :11).  И всего-то:  хоть что-то делай, хоть чем-то поделись.  А это и просто, и непросто. Просто - по существу дела;  но  -  руку,  которая  привыкла к себе грести, вдруг приучить грести от себя, - далеко не просто. В этом есть коренной поворот, это начало покаяния и исправления.

Приходили к нему люди разных  профессий,  но  упоминаются только воины и мытари.  Можно ли воину спастись, убивая? Иоанн  не говорит,  чтобы они бросали оружие.  А говорит:  "Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем". И не употребляйте данный вам для защиты отечества меч для  того, чтобы  обижать беззащитных.  И пришли презираемые всеми людьми мытари - сборщики налогов.  Иоанн не  говорит  им,  чтобы  они бросили  свое  грязное ремесло.  Он говорит: "Не требуйте более определенного вам".  Им было определено, сколько брать себе, а сколько  отдавать  римлянам.  Они просто повышали свою часть и бессовестно увеличивали налог за счет населения, и в этом была их неправда.  Но и такие люди могли спастись, ведь кто-то должен был заниматься и этим,  раз есть оккупационные войска,  но надо было брать себе только определенную меру, а лишнего греха на себя не брать.

Вероятно, и  Ирод  приходил к нему и спрашивал:  "Что мне делать?", потому что Иоанн и ему сказал: "Не должно тебе иметь жену брата своего".

То есть,  каждому Иоанн Креститель говорил о  том,  какой шаг он должен сделать навстречу Богу, в чем ему надо выпрямить свою стезю в жизни. У Ирода был этот тяжкий грех, что он отобрал жену у брата,  и именно этот грех он и должен был бросить. И каждый должен был честно выполнять свой долг, который на нем лежит. В этом - начало пути к спасению.

22.03.94.