Там - мудрецы и пастухи, и здесь тоже пара - мудрец и книжник ветхозаветный и простая уборщица в храме. И ей тоже Дух Святый, увидев ее чистое сердце, открывает истину, потому что она может принять ее и возвестить о ней людям. Обратим внимание, что все свидетели приходят и уходят. И Симеон, увидевший Иисуса и почувствовавший, что ему уже время отойти из этой жизни; и пророчица Анна тоже преклонных лет и тоже должна скоро отойти из этой жизни; волхвы пришли и ушли; пастухи возвратились к своим стадам, чтобы продолжать свое дело. И все эти свидетельства были в основном для Самой Марии, чтобы завершить в Ней полноту знания о том, Кого Она должна родить, Кто через Нее пришел в мир.
Сказано, что Анна говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. Но здесь обычно встает вопрос: когда что было? Где Он был, когда явились волхвы; когда пришли волхвы - до того, как пришли в Иерусалим Святая Дева с младенцем Иисусом, чтобы посвятить Его Богу, или после того? На эти вопросы нет прямых ответов. Считается, что волхвы пришли после Сретения; но могло быть и не так, могли они и до того прийти. Симеон говорил только Марии и Иосифу, а Анна - только тем, кто ожидал спасения в Израиле, т.е. тоже чистым и благочестивым душам, которые целомудренно и сокровенно могли принять это знание. Могло быть так, а могло быть иначе - не указывается нам на это определенно. Ясно лишь, что все это было. Погоней за точной хронологией не стоит заниматься.
"И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет". Между Сретением и возвращением в Назарет, как сообщает нам апостол Матфей, совершилось их бегство в Египет. Ангел во сне явился Иосифу, повелел взять Младенца и Матерь Его и бежать с Ними в Египет, а потом вернуться назад.
Они поселились в Назарете. Там Господь жил до 30 лет - до того времени, как началось Его служение. Мы знаем, что возрастом возмужания иудеи считали 30 лет, когда люди могли заниматься общественным служением. А что было до 30 лет? Как жил Господь? Об этом тоже ничего не говорится. Апокрифические евангелия наполнены всякими чудесами, будто бы совершенными Господом в детстве, но Священное Писание говорит нам противоположное. Когда мы читаем, например, у Матфея, что Господь пришел уже во время Своего служения в Назарет и вошел в синагогу, и люди все изумлялись и говорили: "Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф. 21:54-57).
Видите, какое у них о Нем сохранялось мнение - что Он во всем был, как все люди. Не было в Нем ничего особенного, выдающегося. Он вырос в послушании у благочестивых родителей и был совершенно обычным человеком. Но в то же время Он был и совершенным Богом. Чтобы у нас не было сомнений в том, что Божество в Нем было всегда, Лука приводит один эпизод из Его жизни. Когда Ему было 12 лет и родители взяли Его с собой в паломничество в Иерусалим, то там Он отстал, и через три дня они Его нашли в храме. Он беседовал с мудрецами, и они дивились Его ответам. "Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет..." (Лк. 22:48-51).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.