Строй церковной жизни. Первое путешествие ап. Павла

Страницы работы

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  3

Строй церковной жизни

(Деян. 11:27-30)

1. Апостолы.

Их служение не  ограничивалось  определенной  провинцией, церковью  или  епархией.  Их послания распространялись по всем церквам  и  были  циркулярными.  Апостолы  были   свидетелями, очевидцами Воскресения Христа, и на них смотрели как на прямых последователей Господа.

2. Старейшины (пристамэни).

Они являлись,  как  правило,  уполномоченными   поместной общины,  их  служение  ограничивалось  местом  их пребывания и заключалось в налаживании жизни общины и поддержании церковной дисциплины (ср. "благочинные").

3. Пророки.

Это были  странствующие проповедники-миссионеры,  которые возвещали церквам волю Божию. Они не принадлежали к конкретным общинам и обычно всегда находились в пути.

В "Дидахи" (Учение 12 апостолов) I-II  вв.  сказано,  что пророки могут  менять  порядок богослужения (хлебопреломления)

по своему усмотрению.  Уже на заре  христианства  появилось  и много ложных  пророков.  Если  пророк оставался в общине более трех дней и отказывался работать, он считался лжепророком.

4. Епископы.

Апостола Иакова,  брата Господня,  обычно называют первым иерусалимским   епископом.  Но  в  Новом  Завете  Иаков  нигде епископом  не  именуется.  Указание  на   должность   епископа встречается  только  в  речи ап.  Павла в Милите к пресвитерам

Ефеса (Деян.  20:28):  "внимайте себе и всему стаду, в котором

Дух  Святый  поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и

Бога,  которую Он приобрел Себе кровию Своею". Епископ здесь выбранный  руководитель общины.  (Название "епископ" не новое, оно  встречается  в  языческом  мире:  "епископы"   заведовали бюджетом и имуществом языческих общин.)

В Флп.  1:1  Павел  благодарит  епископов  и  диаконов за собранные пожертвования.  Епископ собирал и пересылал денежные сборы, был  в  общине  скорее   лицом   административным.   По

"Дидахи",  епископы  должны  почитаться  наряду  с пророками и дидаскалами. То есть епископ принимает на себя харизматическую функцию пророка и учителя,  но первосвященниками здесь названы пророки, а не епископы.

5. Диаконы.

В Деян.  6:1-5  повествуется  об  избрании  семи   мужей, которые  должны  были  заменить апостолов при раздаче неимущим пособий  из  церковного  достояния:  "Не  угодно   есть   нам, оставльшим   слово   Божие,  служити  трапезам".  По  Деяниям, служение "семи" в  целях  ежедневного  раздаяния  потребностей продолжалось очень короткое время.

В Иерусалиме была сделана попытка  устроить  христианскую общину на  началах  общения  имений.  Для  этого потребовалось избрать 7 мужей,  которые были  главными  распорядителями  при раздаче пособий  нуждающимся.  Лет через пять по сошествии Св.

Духа было воздвигнуто гонение на  христиан  со  стороны  Ирода

Агриппы I,  после  чего  общение  имений  не  восстановлялось.

Вместе с этим кончилась и миссия  "семи"  пещись  о  раздаянии потребностей.

Таким образом, социальный вопрос в христианской среде был разрешен посредством    "общения    имуществ",    т.е.   путем перераспределения. Общение имуществ  не  было  принудительным.

Грех Анании (Деян. 5:1-11) заключался не в том, что он оставил себе часть той суммы,  которую он выручил от продажи имения, а в том,  что  он  эту  часть  утаил.  Принеся к ногам апостолов только часть вырученной им суммы, он выдал эту часть за целое.

Общение имуществ  было  порождено  тем  же  духом  любви, которым отличались  все  отношения  первохристиан.  [Один   из историков Церкви    В.А.Никольский   в   книге   "Христианский коммунизм" (М.,  1908) п ытался  доказать,  что  скоротечность практики общения   имуществ  была  обусловлена  тем,  что  она ограничивалась в основном перераспределением и не  затрагивала производственной сферы.]

Из Деян.  8 видно,  что один из "семи" - Филипп действует скорее как  харизматический  учитель,  а не как диакон.  То же можно сказатьи о первомученике Стефане,  который "исполнен был веры и  силы,  совершал  великие  чудеса  и знамения в народе"

(Деян. 6:8),  т.е.  фактически  он  уже  не  диакон,  а   лицо апостольского или пророческого достоинства.

Хотя 7  мужей  в  Деяниях  не  называются  диаконами,  их служение называется "диаконией".

Диакон являлся   ближайшим   и   постоянным   сотрудником епископа и  разделял  все  его функции:  участвовал в молитве, помогал бедным,  вел переписку с другими церквами -  т.е.  был

"младшим братом" епископа.

Община могла существовать без пресвитера,  но диакон  был обязательно. Даже  в  4  веке  диаконы играли выдающуюся роль.

Например, св. Афанасий Великий на I Вселенском Соборе (325 г.)

выступал в качестве диакона Патриаршей церкви.

6. Пресвитеры.

Так назывались  старцы,  принявшие  христианство в зрелых летах,  или христиане,  давно  принявшие  христианство.  Греч.

"пресвитеры"  -  "старейшины".  Почетное имя пресвитеров могли иметь благотворители Церкви.  Вообще лица должностные, включая епископов, часто назывались пресвитерами.

Так как  под  понятие  "пресвитер" подходил большой класс верующих, то   в   Деяниях   это   слово   употребляется    во множественном числе.   Нередко  "пресвитериум"  означал  совет старейшин местной   христианской   общины,    который    решал церковные вопросы.   Пресвитерам  и  пристамэнам  принадлежала организующая и дисциплинарная функция в церковном  управлении.

Похожие материалы

Информация о работе