Л Е К Ц И Я 18
Это два послания Тимофею и письмо Титу. Они относятся к последним годам жизни Павла и написаны предположительно после его освобождения из первых римских уз.
Пастырские послания выходят за рамки Деяний. 1 Тим. и
Титу были написаны апостолом Павлом на свободе, когда он еще строил планы на будущее, а предсмертное 2 Тим. снова говорит об узах: "За благовествование я страдаю даже до уз как злодей, но (слав.) слово Божие не вяжется" (2:9). Это послание исполнено ожидания близкого конца (4:6): "Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало".
2 Тим. - последнее из Пастырских посланий. По
Тертуллиану, содержанием послания является структура и положение Церкви.
Во введении ко 2 Тим. Фома Аквинский писал: "В Первом послании Ап. Павел дает Тимофею наставления, касающиеся устава
Церкви и порядка в ней. Второе послание посвящено вопросам пастырского попечения, которое должно быть столь беззаветным, что пастырь должен пойти, если потребуется, на мученическую смерть ради блага своей паствы".
Название "Пастырские" было дано 1 и 2 Тим. и Титу в
1726 г., когда богослов Пауль Энтон прочитал серию лекций, посвященных этим посланиям (litterae pastorales). 1 Тим. и
Тит. очень близки (это парные послания), оба они были написаны в течение короткого промежутка времени. Тит. конспективно повторяет 1 Тим.
Небезынтересно, что слово "пастырь" ("пимин", "пимэнос")
ни разу в Пастырских посланиях не встречается. Это слово не из
Павлова словаря, хотя оно и встречается в Еф. 4:11 ("Бога поставил одних апостолами, других пророками, ...иных пастырями и учителями"), Евр. 1:20 ("Бог же мира возведый из мертвых
Пастыря овцам великого... Господа нашего Иисуса Христа"), а также в 1 Пет. 2:25 ("Вы были как овцы заблудшыя не имущя пастыря..."). В 1 Тим. 3:15 указана цель, с которой были написаны Пастырские послания: "чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием (слав.: "како подобает в дому Божии жити"), который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины".
Язык Пастырских посланий
Словарь Пастырских посланий охватывает примерно 1 000
слов, 50 из которых - личные имена, а 1/3 никогда не встречается ни в одном другом послании Павла. 180 слов из словаря Пастырских посланий вообще не встречаются где-либо еще в Новом Завете; 50 слов встречаются в других посланиях ап.
Павла и нигде более в Новом Завете. Тем не менее большинство любимых Павлом слов совершенно отсутствуют в Пастырских посланиях.
Слово "свобода" ("элевфэрия") и однокоренные с ним слова встречаются более 40 раз в других посланиях и ни разу - в
Пастырских. "Сын" ("иос") и "усыновление" ("иотэсия")
встречаются 50 раз в других посланиях и ни разу - в
Пастырских.
Треть энклитиков (т.е. союзов и частиц, которые связывают предложения, изменяют тон или ударение), употребляемых Павлом в других посланиях, не встречаются в Пастырских.
Все это вызывало у протестантских комментаторов сомнение в авторстве посланий, их атрибутике, учитывая, что они не входят в список новозаветных книг, составленный Маркионом.
Пастырские послания изобилуют терминами стоической этики.
Даже понятие "целомудренный" ("софрон"), постоянно встречающееся в Пастырских посланиях, принадлежит лексике стоиков. Стоицизм был философией широких народных масс Римской империи. Выражая мысли на языке стоиков, апостол мог рассчитывать на более глубокое восприятие благовестия язычниками.
В каком-то смысле Пастырские послания дополняют книгу
Деяний. Так, из Тит. 1:5 следует, что Павел проповедовал на
Крите: "Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал". Судя по Тит. 3:12, Павел зимовал в Никополе в Македонии: "Когда пришлю к тебе Артему и Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму".
Ни миссионерская работа на Крите, ни зимовка в Никополе не вписываются в биографию Павла, если основываться на Деян.
Отсюда вопрос: что случилось с Павлом в Риме в начале 60-х годов? В Деян. сказано лишь, что Павел два года жил там на положении полуузника, проповедуя Евангелие, причем никаких препятствий ему не чинили (Деян. 28:30-31). Но ничего не сказано о том, чем кончилось это заключение: освобождением
Павла или его казнью. События, изложенные в Пастырских посланиях, дают основания предполагать (как это и принято в восточной традиции), что заключение завершилось освобождением, после чего Павел 2-3 года провел на свободе, затем снова был брошен в тюрьму и усечен в 65 или 67-м г.
Сам Павел, находясь в первых римских узах, считал возможным свое оправдание и освобождение. В Послании к
Филимону, возвращая беглого раба Онисима, Павел пишет: "А
вместе приготовь для меня и помещение, ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам" (ст. 22). В Послании к
Филиппийцам (2:24 он выражает такую уверенность: "Я уверен в
Господе, что и сам скоро приду к вам".
Павел ждал освобождения, хотя нельзя точно доказать, пришло ли оно. О том, какое путешествие мог совершить апостол после освобождения из римских уз, мы можем судить по Рим.
15:24 - "Как только предприму путь в Испанию, - писал Павел, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда..."
Св. Климент Римский в 96 г. писал коринфской церкви, что
Павел, проповедуя Евангелие, дошел до западного предела края
("тэрма") Римской империи. Климент писал из Рима, а для римлян западным краем империи обычно была Испания. Евсевий
Кесарийский (IV век) в "Церковной истории" говорит об освобождении Павла из первого заключения в Риме.
В Мураториевом фрагменте, или каноне (II век) говорится, что евангелист Лука сообщил Тимофею все, чему он был свидетелем, но не упоминает о путешествии Павла из Рима в
Испанию.
Иоанн Златоуст (IV век) был совершенно уверен в том, что
Павел совершил путешествие в Испанию. В своем слове на 2 Тим.
4:20 он говорит: "Ап. Павел после римских уз отправился в
Испанию".
Блж. Иероним Стридонский (IV век) в "Книге о знаменитых мужах" говорит, что Павел был отпущен императором Нероном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.