Пастырские послания. Первое Послание к Тимофею. Второе послание к Тимофею. Послание к Титу

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  18

                     Пастырские послания

Это два  послания Тимофею и письмо Титу.  Они относятся к последним годам жизни Павла и написаны предположительно  после его освобождения из первых римских уз.

Пастырские послания выходят за рамки  Деяний.  1  Тим.  и

Титу были  написаны апостолом Павлом на свободе,  когда он еще строил планы на будущее,  а предсмертное 2 Тим.  снова говорит об узах: "За благовествование я страдаю даже до уз как злодей, но (слав.)  слово  Божие  не  вяжется"  (2:9).  Это   послание исполнено ожидания  близкого  конца  (4:6):  "Я уже становлюсь жертвою,  и  время  моего отшествия настало".

2 Тим.   -   последнее   из   Пастырских   посланий.   По

Тертуллиану, содержанием   послания   является   структура   и положение Церкви.

Во введении  ко  2 Тим.  Фома Аквинский писал:  "В Первом послании Ап. Павел дает Тимофею наставления, касающиеся устава

Церкви и  порядка  в  ней.  Второе послание посвящено вопросам пастырского попечения,  которое должно быть столь беззаветным, что пастырь  должен пойти,  если потребуется,  на мученическую смерть ради блага своей паствы".

Название  "Пастырские"  было дано  1 и 2 Тим.  и  Титу  в

1726 г.,  когда богослов Пауль Энтон  прочитал  серию  лекций, посвященных этим  посланиям  (litterae pastorales).  1 Тим.  и

Тит. очень близки (это парные послания), оба они были написаны в течение  короткого  промежутка  времени.  Тит.  конспективно повторяет 1 Тим.

Небезынтересно, что слово "пастырь" ("пимин",  "пимэнос")

ни разу в Пастырских посланиях не встречается. Это слово не из

Павлова словаря,  хотя  оно  и  встречается в Еф.  4:11 ("Бога поставил одних апостолами, других пророками, ...иных пастырями и учителями"),  Евр.  1:20  ("Бог  же мира возведый из мертвых

Пастыря овцам великого...  Господа нашего Иисуса  Христа"),  а также в  1  Пет.  2:25  ("Вы  были как овцы заблудшыя не имущя пастыря..."). В 1 Тим.  3:15  указана  цель,  с  которой  были написаны Пастырские  послания:  "чтобы  ты  знал,  как  должно поступать в доме Божием (слав.:  "како подобает в  дому  Божии жити"), который есть Церковь Бога живаго,  столп и утверждение истины".

Язык Пастырских посланий

Словарь Пастырских посланий  охватывает  примерно  1  000

слов, 50   из  которых  -  личные  имена,  а  1/3  никогда  не встречается ни в одном другом  послании  Павла.  180  слов  из словаря Пастырских посланий вообще не встречаются где-либо еще в Новом Завете;  50 слов встречаются в  других  посланиях  ап.

Павла и  нигде более в Новом Завете.  Тем не менее большинство любимых Павлом  слов  совершенно  отсутствуют   в   Пастырских посланиях.

Слово "свобода" ("элевфэрия") и однокоренные с ним  слова встречаются  более  40  раз  в  других посланиях и ни разу - в

Пастырских.  "Сын"   ("иос")   и   "усыновление"   ("иотэсия")

встречаются   50  раз  в  других  посланиях  и  ни  разу  -  в

Пастырских.

Треть энклитиков (т.е. союзов и частиц, которые связывают предложения, изменяют тон или ударение),  употребляемых Павлом в других посланиях, не встречаются в Пастырских.

Все это вызывало у протестантских комментаторов  сомнение в авторстве  посланий,  их  атрибутике,  учитывая,  что они не входят в список новозаветных книг, составленный Маркионом.

Пастырские послания изобилуют терминами стоической этики.

Даже понятие     "целомудренный"     ("софрон"),     постоянно встречающееся в   Пастырских  посланиях,  принадлежит  лексике стоиков. Стоицизм был философией широких народных масс Римской империи. Выражая   мысли   на   языке   стоиков,  апостол  мог рассчитывать на   более   глубокое   восприятие    благовестия язычниками.

В каком-то смысле  Пастырские  послания  дополняют  книгу

Деяний. Так,  из Тит.  1:5 следует,  что Павел проповедовал на

Крите: "Для того я оставил тебя на Крите,  чтобы  ты  довершил недоконченное и  поставил  по всем городам пресвитеров,  как я тебе приказывал".  Судя по Тит. 3:12, Павел зимовал в Никополе в Македонии:  "Когда  пришлю  к тебе Артему и Тихика,  поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму".

Ни миссионерская  работа на Крите,  ни зимовка в Никополе не вписываются в биографию Павла,  если основываться на  Деян.

Отсюда вопрос:  что  случилось  с  Павлом в Риме в начале 60-х годов? В Деян.  сказано лишь,  что Павел два года жил  там  на положении полуузника,  проповедуя  Евангелие,  причем  никаких препятствий ему не  чинили  (Деян.  28:30-31).  Но  ничего  не сказано о  том,  чем  кончилось это заключение:  освобождением

Павла или  его  казнью.  События,  изложенные   в   Пастырских посланиях, дают  основания предполагать   (как это и принято в восточной традиции), что заключение завершилось освобождением, после чего  Павел 2-3 года провел на свободе,  затем снова был брошен в тюрьму и усечен в 65 или 67-м г.

Сам Павел,   находясь   в  первых  римских  узах,  считал возможным свое  оправдание  и  освобождение.  В   Послании   к

Филимону, возвращая  беглого  раба  Онисима,  Павел пишет:  "А

вместе приготовь для меня и помещение,  ибо  надеюсь,  что  по молитвам вашим  я  буду  дарован вам" (ст.  22).  В Послании к

Филиппийцам (2:24 он выражает такую уверенность:  "Я уверен  в

Господе, что и сам скоро приду к вам".

Павел ждал  освобождения,  хотя  нельзя  точно  доказать, пришло ли оно.  О том, какое путешествие мог совершить апостол после освобождения из римских уз,  мы  можем  судить  по  Рим.

15:24 - "Как только предприму путь в Испанию, - писал Павел, приду к вам.  Ибо надеюсь,  что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда..."

Св. Климент Римский в 96 г.  писал коринфской церкви, что

Павел, проповедуя  Евангелие,  дошел до западного предела края

("тэрма") Римской империи. Климент писал из Рима, а для римлян западным краем    империи   обычно   была   Испания.   Евсевий

Кесарийский (IV  век)  в  "Церковной   истории"   говорит   об освобождении Павла из первого заключения в Риме.

В Мураториевом фрагменте,  или каноне (II век) говорится, что евангелист   Лука   сообщил   Тимофею  все,  чему  он  был свидетелем, но не упоминает о  путешествии  Павла  из  Рима  в

Испанию.

Иоанн Златоуст (IV век) был совершенно уверен в том,  что

Павел совершил путешествие в Испанию.  В своем слове на 2 Тим.

4:20 он говорит:  "Ап.  Павел после римских  уз  отправился  в

Испанию".

Блж. Иероним Стридонский (IV век) в "Книге  о  знаменитых мужах" говорит,  что  Павел  был отпущен императором Нероном

Похожие материалы

Информация о работе