Важнейшие моменты истории новозаветного канона

Страницы работы

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  0

                      Важнейшие моменты

                 истории новозаветного канона

1) фрагмент Муратория (Римская церковь)

2) Тертуллиан (Карфагенская церковь)

3) св. Ириней Лионский (Галльская церковь)

4) Климент  Александрийский  и  Ориген   (Александрийская церковь)

5) Евсевий Кесарийский.

Фрагмент Муратория

Найден ученым   Муратори   в   Миланской    Амвросианской библиотеке. Фрагмент,  т.к. дошел до нас без начала и конца. В

оригинале был на  греческом,  а  в  Миланской  библиотеке  был найден перевод 4 в.

Фрагмент писан на Западе, т.к. Рим называется здесь прямо

urbs, приблизительно в 200 г.

Фрагмент Муратория есть не  просто  каталог  новозаветных книг, а  их историческое описание - синопсис.  Канон Муратория содержит 4 Евангелия в их нынешней последовательности.  О  том же составе    и   количестве   принятых   Церковью   Евангелий свидетельствует Тертуллиан    для    Карфагена    и    Климент

Александрийский для Египта (конец 2 - начало 3 века).

В Мураториевом   фрагменте   отмечается,    что    Деяния

Апостольские написаны Лукой на основе лично виденного (Лука не рассказывает о путешествии ап.  Павла  в  Испанию,  не  будучи очевидцем). Указаны 13 Павловых посланий,  исключая Послание к

Евреям, в таком порядке:  1 и 2 Кор., Еф., Флп., Кол., Гал., 1

и 2 Сол., Рим. Отмечается, что такой порядок посланий будто бы соответствует времени их происхождения.  Есть замечание о том, что ап.  Павел  был  оправдан  на суде Нерона в 64 г.  и успел осуществить свой  давний  план  -  достичь  западной   границы империи - Испании.  Каноническими признаются Флм., Титу, 1 и 2

Тим.

Делается замечание о подложности посланий к лаодикийцам а лександрийцам, написанных  в  оправдание  ереси  Маркиона.  Об

Апок. говористя:  "принимаем  только  (tantum  recipitas)

Апок. Иоанна и Петра,  который некоторые из  наших  не  желают читать в Цекрви".  Т.е. из Апокалипсисов принимались в Римской церкви того времени Апок. Иоанна и Апок. Петра, хотя последний некоторые не  желали  читать в Цекрви.  Таким образом,  нельзя сказать, что Апок. Иоанна вообще не читался в Цекрви.

Наконец, во   фрагменте   находится  важное  замечание  о

"Пастыре" Ермы:  эта  книга  неканоническая,  написана  братом римского  епископа  Пия и не может быть публично читаема перед народом в Цекрви, но ее можно читать частным образом.

Таким образом,  в  Мураториевом фрагменте ясно признаются каноническими: 4 Евангелия,  Деяния,  13 посланий  ап.  Павла,

1,2,3 Ин.,  1  Пет.,  Иуды,  Апок.  Нет упоминания о посланиях

Иакова, 2  Пет.  и  Евр.  Апокалипсис  Петра   характеризуется книгою, хотя  допущенною  до публичного церковного чтения,  но некоторыми оспариваемой.  "Пастырь"  Ермы  называется  книгою, исключенной  из  Богослужебного  канона,  но рекомендуемой для частного чтения.

Маркион

Маркион, видимо,  первым  предложил   идею   двухчастного

Нового Завета: Евангелия и Апостол.

Маркион приехал в Рим из Малой Азии в 30-е  гг.  2  века.

Считал себя   продолжателем  дела  ап.  Павла.  В  основе  его теологии - противопоставление Ветхого закона  и  христианского

Евангелия. Закон  утратил  силу,  т.е.  ветхозаветные  писания потеряли свой нормативный смысл.  Отбросив  еврейскую  Библию,

Маркион предложил новое Священное Писание: Евангелие Луки и 10

посланий ап.Павла.  Из Павлова корпуса в собрание Маркиона  не вошли пастырские   послания   и  Послание  к  Евреям.  Маркион отредактировал тексты, очистив от мотивов, противоречивших его теологии (в  его  редакции  Лк.  нет  повествования о рождении

Иисуса Христа и Его генеалогии;  нет цитат из Ветхого  Завета, которые он считал вторичными церковными добавлениями). Маркион предвосхитил Лютерову реформацию.

В 40-е гг.  2 века Маркион был отлучен от Римской церкви.

Собрание книг еретика Маркиона  побудило  Церковь  к  созданию собственного новозаветного канона.

Собрания посланий ап.Павла существовали  и  до  Маркиона.

Так, в 2 Пет.  3:15 упоминается о "всех посланиях", написанных

"нашим возлюбленным братом Павлом".

Сирийская церковь

О каноне  Сирийской  церкви  можно  судить  по   переводу

Пешито. Здесь 22 новозаветных книги.  Недостает 2 Пет.,  2 и 3

Ин., Иуд.  и  Апок.  Есть  Иак.  и   Евр.,   что   говорит   о независимости канона Сирийской церкви от канона Римской церкви.

У сирийцев     впервые     Евангелие     разделено     на

Четвероевангелие и  Евангелие смешанное - диатессарон Татиана.

Св. Ефрем Сирин помимо 1 и 2 Кор. указывает 3 Кор.

Карфагенская церковь

В каноне   Тертуллиана   (200    г.)    Евр.    считается принадлежащим Варнаве.   Нет   указания   на  Иак.  и  2  Пет.

Тертуллиан определенно говорит о подлинности Апок. и Иуд.

К "Пастырю" Ермы, частное чтение которого рекомендуется в фрагменте Муратория,  он   относится   отрицательно,   как   к сочинению, оправдывающему принятие падших в Церковь.

Похожие материалы

Информация о работе