Важнейшие моменты истории новозаветного канона, страница 5

Мнения поместных церквей,  а тем более  мнения  отдельных отцов и  учителей  Цекрви,  нельзя  смешивать с голосом Церкви вселенской.

На это  различие указывает Ориген,  который,  считая Евр.

только по мысли Павловым,  замечает: "Не без основания древние мужи передали его, как Павлово".

Кроме того,  часто  повторяемое  положение,  что  Климент

Аоександрийский и  Ориген  считали  "Пастыря"  Ермы,  послание

Варнавы, послание Климента  Римского  каноническими  писаниями

(Теодор Цан), нельзя строго доказать.

О "Пастыре" Ермы,  например, Ориген выражается осторожно, с неоторым сомнением:  "Пастырь мне представляется полезным и, как полагаю, богодухновенным".

Климент Александрийский,   пользуясь  посланием  Климента

Римского к коринфянам,  посланием Варнавы и "Пастырем",  нигде не употребляет формул цитации,  обычных у него при пользовании священными книгами:  "Писано",  "Писание глаголет",  "Дух  Св.

глаголет", а   выражается  проще:  "сила,  глаголющая  Ерму  в откровении". Он   не    смешивал    книги    канонические    и неканонические.

Иногда ссылаются  на  св.  Иринея  Лионского,  который  в сочинении "Против ересей" цитирует "Пастыря":  "Хорошо говорит писание, что один  Бог,  все  создавший  и  устроивший  и  все приведший из  небытия в бытие..." Но "писание" употребляется у св. Иринея для обозначения обыкновенного произведения.

В отношении   послания   Климента   Римского  св.  Ириней употребляет выражение "церковь римская  отправила  полезнейшее писание".

Никогда не  было,  чтобы  Церковь  сначала  не  принимала известную новозаветную книгу в священный канон, а впоследствии ее включала,  т.е.  сперва не считала ее апостольскою, а потом признавала таковою.

В писаниях мужей апостольских (Климента Александрийского,

Иринея Лионского)   находятся  указания  на  все  новозаветные книги, кроме  Флм.,  3  Ин.,  Иуд,   которые   имеют   частное назначение и     специальное     содержание.     У    Климента

Александрийского есть указание  на  2  Пет.,  на  апостольское прроисхождение Евр. У Иринея Лионского - на Апок.

Евр. оспаривалось в  Римской  церкви.  Но  спорные  книги никогда не отождествлялись с книгами неапостольскими, которые, как говорят     протестанты,     впоследствии     признавались апостольскими.

Церковь не   делает   неапостольского   апостольским,   а утверждает только апостольское, и этим письменным апостольским достоянием она владела изначала.

Таким образом,  история  новозаветного канона зиждется на двух моментах:

1) в  устранении на основе исторического и догматического предания Церкви   тех   книг,   которые    незаконно    иногда претендовали на  каноничность  в  некоторых  поместных церквах

(напр., Апок. Петра), а не во вселенской Церкви;

2) в  принятии  на  основе исторического и догматического предания тех новозаветных писаний, которые некоторым поместным церквам были неизвестны или считались у них спорными.

История новозаветного  канона  -   постепенно   сглажение различий между  вселенской  Церковью  и  поместными церквами и частными мнениями отцов и учителей Церкви.

Протестантские теологи  говорят  об  "образовании" канона ок. 150-170 гг.,  что до половины 2 века не было  даже  канона

Евангелий (Гарнак,   Юлихер,   Вайс).   Но   шел   процесс  не образования канона (в смысле творческой деятельности  Церкви), а установления канона (т.е.  работы,  критически проверяющей и утверждающей изначала данное).

Церковный канон      новозаветных      священных     книг устанавливался и утверждался как необходимый противовес канону еретиков, которые   часто   в   своих  целях  прямо  отвергали апостольское происхождение  многих  новозаветных  текстов  или сочиняли подложные писания.

Так, евианиты не признавали посланий  ап.  Павла,  считая его отступником от закона, и пользовались только Евангелием от