Кроме книг 1) общепризнанных (4 Евангелия, Деяния, 14 посланий
Павла, 1 Ин., 1 Пет.), Евсевий перечисляет 2) книги спорные.
Книги спорные разделяются на 2 класса:
а) писания пререкаемые, однако принятые многими: Иак.,
Иуд., 2 пет., 2и 3 Ин б) книги явно незаветные и в этом смысле подложные, хотя и известные церковным писателям: Деяния Павла, "Пастырь" Ермы,
Апок. Петра, послание Варнавы, Учения Апостолов и, если угодно, Апок. Иоанна, "которые одни отвергают, а другие причисляют к подлинным". К подложным писаниям некоторые относят и Евангелие от евреев.
От спорных книг Евсевий отличает 3) писания " нелепые и нечестивые", о которых ни один церковный писатель не упоминает: Евангелия Петра, Фомы, Матфея, Деяния Андрея,
Иоанна, Петра.
По поручению Константина Великого Евсевий должен был организовать для Константинопольской церкви переписку 50
экземпляров Библии. В составе этой Библии нет Апокалипсиса ввиду нерешительного отношения Евсевия к его общепризнанности.
Таким образом, новозаветный канон состоял из 26 книг. Из константинопольской Библии неполный список новозаветных книг
(без Апок.) был заимствован св.Кириллом Иерусалимским (380
г.), хотя сам св. Кирилл пользовался и признавал Апок., затем
- Григорием Богословом (390 г.), хотя и он также пользовался
Апок., далее - 85-м правилом Апостольских Постановлений (2-3
вв.), наконец - 60-м правилом Лаодикийского собора (363 г.)
(считается не подлинным).
Трулльский 5-6 собор 692 г. подтвердил постановления
Лаодикийского собора, но наравне с ним признал список канонических книг св. Афанасия Великого 365 г., который заканчивался Апокалипсисом Иоанна.
В 1654 г. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарий в ответ на выраженные кальвинистами сомнения по поводу некоторых новозаветных книг торжественно повторил список священных книг
Нового Завета с включением в их число Апок.
Но два поместных собора - Константинопольский и
Иерусалимский 1672 г. - не высказались вполне определенно об авторитете Апок. Эти колебания выражались в России до 1917 г.
в замалчивании Апок. при преподавании Закона Божиего.
Решающее влияние на Востоке получил новозаветный канон св. Афанасия Александрийского. В своем 39-м пасхальном послании, написанном в 365 г., св. Афанасий перечисляет все 27
новозаветных книг, которые он называет источниками спасения.
Этот же новозаветный канон находим у св. Василия Великого
(370), а также у Григория Нисского (395) и Епифания Кипрского
(400).
После св. Афанасия Александрийского на Востоке в
Антиохийской церкви были сомнения в подлинности Апок. и некоторых соборных посланий.
Св. Афанасий Александрийский уже не упоминает об
"онтилегоменах". Он выделяет 1) книги канонические, 2) книги, читаемые в церкви для катехуменов, приступающих к оглашению.
Учение апостолов, "Пастырь" Ермы, наряду с книгой
Премудростей Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, Есфирь, Иудифь, книга Товита.
На Западе спорными долгое время оставались Евр. , 2 Пет.,
Иак. Евр. не признавалось до 4 века.
На поместном Римском соборе 382 г., а затем на соборах в
Африке (Иппонский 393 г., Карфагенский 419 г.) новозаветный канон был окончательно установлен. В определении Иппонского собора в Павловом корпусе проподится дифференциация: "13
посланий Павла и его же одно Евр."
В постановлении Карфагенского собора уже прямо называются
14 посланий Павла как один корпус.
Таким образом, вся история новозаветного канона основывается на двух моментах: 1) принятие (адопция) всею
Церковью новозаветных книг, бывших в некоторых частных церквах и у отдельных отцов и учителей неизвестными или спорными
(главным образом это соборные послания - Иак., 2 Пет. 2 и 3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.