Важнейшие моменты истории новозаветного канона, страница 3

Кроме книг 1) общепризнанных (4 Евангелия, Деяния, 14 посланий

Павла, 1 Ин., 1 Пет.), Евсевий перечисляет 2) книги спорные.

Книги спорные разделяются на 2 класса:

а) писания  пререкаемые,  однако принятые многими:  Иак.,

Иуд., 2 пет., 2и 3 Ин б) книги явно незаветные и в этом смысле подложные,  хотя и известные церковным писателям: Деяния Павла, "Пастырь" Ермы,

Апок. Петра,   послание  Варнавы,  Учения  Апостолов  и,  если угодно, Апок.  Иоанна,  "которые  одни  отвергают,  а   другие причисляют к   подлинным".   К  подложным  писаниям  некоторые относят и Евангелие от евреев.

От спорных  книг  Евсевий отличает 3) писания " нелепые и нечестивые", о  которых  ни   один   церковный   писатель   не упоминает: Евангелия   Петра,  Фомы,  Матфея,  Деяния  Андрея,

Иоанна, Петра.

По поручению  Константина  Великого  Евсевий  должен  был организовать для  Константинопольской  церкви   переписку   50

экземпляров Библии.  В  составе  этой  Библии нет Апокалипсиса ввиду нерешительного отношения Евсевия к его общепризнанности.

Таким образом,  новозаветный  канон  состоял  из  26 книг.  Из константинопольской Библии неполный список  новозаветных  книг

(без Апок.)  был  заимствован  св.Кириллом  Иерусалимским (380

г.), хотя сам св.  Кирилл пользовался и признавал Апок., затем

- Григорием  Богословом (390 г.),  хотя и он также пользовался

Апок., далее - 85-м правилом Апостольских  Постановлений  (2-3

вв.), наконец  -  60-м правилом  Лаодикийского собора (363 г.)

(считается не подлинным).

Трулльский 5-6  собор  692  г.  подтвердил  постановления

Лаодикийского собора,  но  наравне  с   ним   признал   список канонических книг   св.  Афанасия  Великого  365  г.,  который заканчивался Апокалипсисом Иоанна.

В 1654  г.  Константинопольский патриарх Кирилл Лукарий в ответ на выраженные кальвинистами сомнения по поводу некоторых новозаветных книг  торжественно повторил список священных книг

Нового Завета с включением в их число Апок.

Но два   поместных   собора   -   Константинопольский   и

Иерусалимский 1672 г.  - не высказались вполне определенно  об авторитете Апок.  Эти колебания выражались в России до 1917 г.

в замалчивании Апок. при преподавании Закона Божиего.

Решающее влияние  на  Востоке  получил новозаветный канон св. Афанасия  Александрийского.  В   своем   39-м   пасхальном послании, написанном в 365 г., св. Афанасий перечисляет все 27

новозаветных книг, которые он называет источниками спасения.

Этот же новозаветный канон находим у св. Василия Великого

(370), а также у Григория Нисского (395) и Епифания  Кипрского

(400).

После св.  Афанасия   Александрийского   на   Востоке   в

Антиохийской церкви   были  сомнения  в  подлинности  Апок.  и некоторых соборных посланий.

Св. Афанасий   Александрийский   уже   не   упоминает  об

"онтилегоменах". Он выделяет 1) книги канонические,  2) книги, читаемые в церкви для катехуменов, приступающих к оглашению.

Учение апостолов,  "Пастырь"  Ермы,   наряду   с   книгой

Премудростей Соломона,    книга   Премудрости   Иисуса,   сына

Сирахова, Есфирь, Иудифь, книга Товита.

На Западе спорными долгое время оставались Евр. , 2 Пет.,

Иак. Евр. не признавалось до 4 века.

На поместном Римском соборе 382 г.,  а затем на соборах в

Африке (Иппонский 393 г.,  Карфагенский 419  г.)  новозаветный канон был  окончательно  установлен.  В определении Иппонского собора в  Павловом  корпусе  проподится  дифференциация:   "13

посланий Павла и его же одно Евр."

В постановлении Карфагенского собора уже прямо называются

14 посланий Павла как один корпус.

Таким образом,   вся   история    новозаветного    канона основывается на  двух  моментах:  1)  принятие  (адопция) всею

Церковью новозаветных книг, бывших в некоторых частных церквах и у  отдельных  отцов  и  учителей  неизвестными  или спорными

(главным образом это соборные послания - Иак.,  2 Пет.  2 и  3