Матфея. Наоборот, Маркион относился с уважением единственно к ап. Павлу, и в его каноне имелось лишь искаженное Евангелие от Луки и 10 посланий Павла, испорченных произвольными пропусками.
В истории новозаветного канона можно выделить 3 периода:
1) век протохристиан, первого христианского поколения, мужей апостольских и апологетов - до 170 г. (до последней четверти 2 в.).
Тут различия в мнениях и практике поместных церквей и в суждениях отдельных христианских писателей относительно новозаветных книг еще не возникают. Цитация новозаветных книг свободная (ап. Павел цитирует Иисуса Христа). Часто обращаются к живому и пребывающему голосу устного апостольского предания:
Игнатий Богоносец, Иустин Мученик;
2) с последней четверти 2 в. до конца 3 в. Возникает разоичие в мнениях и практике поместных церквей, отдельных отцов и учителей Церкви;
3) 4 век. Различие в мнениях и практике поместных церквей, отцов и учителей Церкви нивелируется, и новозаветный канон твердо устанавливается.
Некоторые не вошедшие в новозаветный канон книги
(апокрифы).
Деяния Петра. Сведения о епископстве Петра в Риме почерпнуты из них. Эта традиция дорога Римской церкви 2-4 вв.
Ап. Петр прибывает в Рим на смену отбывшему в Испанию ап.
Павлу. Начавшееся нероново гонение заставляет ап. Петра покинуть Рим, и на Аппиевой дороге он встречает Иисуса Христа.
На вопрос: "Куда идешь, Господи?" Христос отвечает, что вновь идет в мир на вторичное распятие. Ободренный этим видением, ап.Петр возвращается в Рим и претерпевает мученическую кончину, будучи распят стремглав.
Деяния Павла. События до мученической кончины ап. Павла в
Риме согласно местным преданиям Римской церкви , т.е. до усекновения на Остийской дороге в 3 милях от Рима.
Деяния Павла и Феклы. Обращение ап. Павлом в христианство св. мч. Феклы. Относится к спорным книгам (Antilegomena)
наряду с "Пастырем" Ермы, посланием Варнавы. Отсюда взят иконографический облик ап. Павла. На ней целиком основано житие св. равноап. первомученицы Феклы (память 24 сент.)
Третье Послание ап. Павла к Коринфянам. Св. Ефрем Сирин ссылается на него против гностиков.
Деяния Иоанна. Подробности о том, как ап. Иоанн был ввержен в кипящее масло по приказу имп. Домициана и остался нередим; как он испил кубок яда без всякого для себя вреда;
как перед кончиной он повторял своим ученикам: "чадца
(деточки), любите друг друга" и т.д.
Средневековые алхимики почерпнули предание о чуде превращения ап. Иоанном морских камешек в драгоценные камни.
Сказание о том, что апостол не умер, ибо Второе пришествие Иисуса Христа должно застать его в живых.
Деяния Иоанна использовались гностиками, поэтому запрещены 7 Вселенским собором в Никее в 787 г.
Деяния Фомы. О проповеднической деятельности апостола в
Индии.
О распределении стран мира по жребию между 12 апостолами для проповеди. О постройке царского дворца Фомою в Индии, о проповеди безбрачия, об обращении индийского царя.
Деяния Андрея. Благовестие апостола по всему
Черноморскому побережью. Мученическая кончина на кресте в
Патрасе. Молитвенное обращение апостола к Кресту пред мученической кончиною.
Апокалипсис Петра. О тайнах загробного мира, открытых ап.
Петру Господом Иисусом Христом на горе Елеонской.
"Пастырь" Ерма. Написан во 2 в. Ермом, братом римского епископа Пия I (150).
Долго была включена в библейский канон в числе прочих спорных книг. В Синайском кодексе Библии, найденном
Тишендорфом, она помещена в конце Нового Завета после Апок.
Иоанна и послания Варнавы.
"Пастырь" делится на 3 части: 1) Видения, 2) Заповеди,
3) Подобия.
Ерм беседует с ангелом в виде пастыря.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.