Важнейшие моменты истории новозаветного канона, страница 6

Матфея. Наоборот,  Маркион относился с уважением единственно к ап. Павлу,  и  в  его каноне имелось лишь искаженное Евангелие от Луки  и  10  посланий  Павла,   испорченных   произвольными пропусками.

В истории новозаветного канона можно выделить 3 периода:

1) век  протохристиан,  первого  христианского поколения, мужей апостольских и апологетов -  до  170  г.  (до  последней четверти 2 в.).

Тут различия в мнениях и практике поместных церквей  и  в суждениях отдельных    христианских   писателей   относительно новозаветных книг еще не возникают.  Цитация новозаветных книг свободная (ап. Павел цитирует Иисуса Христа). Часто обращаются к живому и пребывающему голосу устного апостольского предания:

Игнатий Богоносец, Иустин Мученик;

2) с последней четверти 2 в.  до  конца  3  в.  Возникает разоичие в  мнениях  и практике  поместных церквей,  отдельных отцов и учителей Церкви;

3) 4   век.  Различие  в  мнениях  и  практике  поместных церквей, отцов и учителей Церкви нивелируется,  и новозаветный канон твердо устанавливается.

Некоторые не  вошедшие   в   новозаветный   канон   книги

(апокрифы).

Деяния Петра.   Сведения   о  епископстве  Петра  в  Риме почерпнуты из них.  Эта традиция дорога Римской церкви 2-4 вв.

Ап. Петр  прибывает  в  Рим  на  смену отбывшему в Испанию ап.

Павлу. Начавшееся  нероново  гонение  заставляет   ап.   Петра покинуть Рим, и на Аппиевой дороге он встречает Иисуса Христа.

На вопрос:  "Куда идешь, Господи?" Христос отвечает, что вновь идет в  мир  на вторичное распятие.  Ободренный этим видением, ап.Петр возвращается  в  Рим   и   претерпевает   мученическую кончину, будучи распят стремглав.

Деяния Павла. События до мученической кончины ап. Павла в

Риме согласно  местным  преданиям  Римской  церкви ,  т.е.  до усекновения на Остийской дороге в 3 милях от Рима.

Деяния Павла и Феклы. Обращение ап. Павлом в христианство св. мч.  Феклы.  Относится  к  спорным  книгам  (Antilegomena)

наряду с  "Пастырем"  Ермы,  посланием  Варнавы.  Отсюда  взят иконографический облик ап.  Павла.  На  ней  целиком  основано житие св. равноап. первомученицы Феклы (память 24 сент.)

Третье Послание ап.  Павла к Коринфянам.  Св. Ефрем Сирин ссылается на него против гностиков.

Деяния Иоанна.  Подробности о  том,  как  ап.  Иоанн  был ввержен в  кипящее  масло по приказу имп.  Домициана и остался нередим; как он испил кубок яда без всякого  для  себя  вреда;

как перед   кончиной   он   повторял  своим  ученикам:  "чадца

(деточки), любите друг друга" и т.д.

Средневековые алхимики   почерпнули   предание   о   чуде превращения ап. Иоанном морских камешек в драгоценные камни.

Сказание о   том,   что   апостол  не  умер,  ибо  Второе пришествие Иисуса Христа должно застать его в живых.

Деяния Иоанна    использовались    гностиками,    поэтому запрещены 7 Вселенским собором в Никее в 787 г.

Деяния Фомы.  О  проповеднической деятельности апостола в

Индии.

О распределении  стран мира по жребию между 12 апостолами для проповеди.  О постройке царского дворца Фомою в  Индии,  о проповеди безбрачия, об обращении индийского царя.

Деяния Андрея.    Благовестие    апостола    по     всему

Черноморскому побережью.  Мученическая  кончина  на  кресте  в

Патрасе. Молитвенное  обращение   апостола   к   Кресту   пред мученической кончиною.

Апокалипсис Петра. О тайнах загробного мира, открытых ап.

Петру Господом Иисусом Христом на горе Елеонской.

"Пастырь" Ерма.  Написан во 2 в.  Ермом,  братом римского епископа Пия I (150).

Долго была включена в библейский  канон  в  числе  прочих спорных книг.    В   Синайском   кодексе   Библии,   найденном

Тишендорфом, она помещена в конце Нового  Завета  после  Апок.

Иоанна и послания Варнавы.

"Пастырь" делится на 3 части:  1) Видения,  2)  Заповеди,

3) Подобия.

Ерм беседует с ангелом в виде пастыря.