Ин., Иуд); Апок., бывший предметом споров главным образом на
Востоке; Евр., оспаривавшееся преимущественно на Западе; 2)
устранение книг, незаконно претендовавших на каноничность
(Апок. Петра) или на близость к каноническим книгам (послание
Климента Римского, послание Варнавы, "Пастырь" Ермы, Учение
Апостолов).
В Церкви всегда было живо общецерковное предание.
Новозаветный канон не есть случайный продукт. Он - издревле хранимое, неизменное достояние Церкви и потому имеет для нас всегда пребывающее значение.
При том уважении, с каким Церковь всегда относилась к апостольским писаниям, при той тщательнейшей заботе, какую она неизменно прилагала об их сохранении, решительно непонятно, почему могли бесследно исчезнуть некоторые эпистолии. Если
Церковь сохранила нам послания апостолов, написанные к отдельным лицам, имеющие совершенно частный повод и назначение
(Филимону, Титу), тотем более она передала бы нам послание св.
Павла, например, к лаодикийцам или его первое послание к
Филиппийцам, если бы таковые действительно существовали.
Таким образом, священный новозаветный канон есть полный сборник апостольских писаний.
Протестантизм рассматривает новозаветный канон как нечто случайное, как каталог книг, читаемых при Богослужении.
Дескать, при установлении канона не имелось твердого критерия и наряду с апостольскими в канон вошли и неапостольские книги в зависимости от поместной церковной практики, богослужебного употребления той или иной книги. (Theodor Zahn. Geschichte des
Neutestamentlichen Kanons: новозаветный канон складывался естественным образом в ходе развития Церкви. Маркион лишь ускорил этот процесс. Развитие новозаветного канона происходило до 5 в.).
В действительности же было только так, что некоторые новозаветные книги оставались 1) неизвестными некоторым церквам; 2) были книгами спорными, так как (а) редко употреблялись или редко читались - 2,3 Ин., Иуд. или (б) имели слишком общее назначение (Иак., 2 Пет., Евр.), поэтому их апостольское происхождение не могло быть заверено голосом какой-нибудь одной авторитетной церкви.
Образование новозаветного канона есть великая критическая церковная работа, но это работа не созидательная, творческая, как ее обыкновенно представляют протестанты, а работа, критически проверяющая и утверждающая то, чем Церковь изначала владела как своим неизменным достоянием.
Отсюда следует, что установление новозаветного канона восходит к апостольским временам. Возможно, что больше всех потрудился в этом св. Иоанн Богослов (мнение А.Горского).
Церковь всегда имела твердый, определенный критерий при установлении новозаветного канона. Это - происхождение того или иного писания от апостола или непосредственного апостольского ученика (евангелиста Марка - по преданию запись устной проповеди ап. Петра; евангелиста Луки - по преданию написанное под руководством ап. Павла).
В свою очередь, апостольское происхождение документа определялось (а) историческим преданием - согласием церквей,
(б) догматическим преданием, т.е. чистотою раскрываемого учения, согласного с учением, неизменно хранимым в Церкви.
Предание, которое вообще шире Писания, первоначальнее его, являлось основоположным началом при установлении канона.
Ориген: "Из предания я узнал о существовании четырех
Евангелий".
2 Тим. 1:14 - "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе".
Протестантские ученые (Адольф Гарнак, Юлихер) утверждают, что Церковь произвольно то расширяла, то сокращала канон. Но такого никогда не было, чтобы Церковь сначала принимала известную книгу в канон как Богодухновенную, а затем отказывалась от нее, исключая из канона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.