Тертуллиан Карфагенский знает 4 Евангелия, 13 посланий ап. Павла (кроме Евр.), кн. Деяний, 1 Ин., 1 пет., Иуд. и Апок.
Церковь в Галлии
В каноне св. мч. Иринея Лионского (200 г.) перечислены все книги, за исключением 2 Пет. и Иуд.
Св. Ириней знал Евр. и пользовался им в "Против ересей".
Канон Иринея Лионского содержит 4 Евангелия, книгу Деяний, 13
посланий ап. Павла (кроме Евр.), 1 Пет., 1 и 2 Ин. и Апок.
Во 2 веке термин "Новый Завет" как название сборника новозаветных книг еще не был общепринятым. Он, в частности, отсутствует у Иринея Лионского.
Св. мч. Ириней Лионский принял двухчастную структуру новозаветного канона - "Эвенгэлион" и "Апостоликон", которая впервые появилась у Маркиона. У Иринея впервые указано на
Четвероевангелие как на единое целое в принятой нами последовательности Мф., Мк., Лк., Ин. Ни Маркион, ни Татиан еще не воспринимали евангельские тексты как священные, тем более как единое целое. Поэтом у Маркиона было только одно
Евангелие от Луки, "отредактированное" им произвольно, а
Татиан заменил Четвероевангелие собственной гармонизацией, согласованием - диатессароном.
Александрийская церковь
Канон Климента Александрийского (конец 2 - начало 3 в.) и
Оригена (250 г.).
По словам Евсевия Кесарийского, Климент в своих начертаниях (ипотипозах) цитирует все новозаветные книги, включая 2 Пет., хотя его цитаты довольно свободны.
О Евр. Климент говорит, что оно принадлежит Павлу и написано им к евреям на еврейском языке, но Лука тщательно перевел его и издал для эллинов.
В отношении апокрифов Климент Александрийский пользовался
Апок. Петра, посланием Варнавы, посланием Климента Римского,
"Пастырем" Ермы, Учением 12-ти апостолов, но не считал эти книги священными.
По свидетельству Оригена, общепризнанными в Церкви являются 4 Евангелия, 13 посланий ап. Павла, Деяния, 1 Пет. 1
Ин. и Апок. Послание к Евреям Ориген считает по мысли
Павловым, а "кто именно написал послание, об этом по истине знает только Бог". Но он часто цитирует Евр. как несомненно
Павлово и каноническое.
О 2 Пет. Ориген говорит, что оно оспаривается, но в своих комментариях часто им пользуется.
О 2 и 3 Ин. Ориген выражается довольно нерешительно:
"оставил (в списке книг), может быть, второе и третье, хотя не все признают их за подлинные".
В отношении Иак. Ориген употребляет выражение
"обращающееся под именем Иакова". О Иуд. он говорит в сослагательном наклонении: "если кто и принимает послание
Иуды".
Сам Ориген считал 2 и 3 Ин., как и Иуд., апостольскими, подлинными.
Во времена Оригена в Александрийской церкви спорными были
2 Пет., 2 и 3 Ин., Иак., Иуд. и Евр.
Дионисий Александрийский (260 г.) в полемике против хилиастов отвергает принадлежность Апок. Иоанну Богослову, ссылаясь на различие стиля и мысли Апок. от Евангелия Иоанна и
1 Ин. Это сомнение оказало влияние на Евсевия Кесарийского.
Евсевий Кесарийский
По его словам, " на первом месте надобно поставить святую четверицу Евангелий. За ними следует писание о Деяниях
Апостолов; после этого должны войти в список послания Павла, за которыми надобно дать место обращающемуся 1 Иоанна и 1
Петра и, наконец, как кажется, поместить и Апок. Иоанна. Эти писания признаны всеми (омологумэнос)".
Евр. причисляется к "омологуменам", хотя Евсевий и знает о его пререкаемости.
Удивляет двойственное, сомневающееся, нерешительное отношение Евсевия к подлинности Апок., который несомненно признается Климентом и Оригеном. Видимо, здесь сказалось влияние на Евсевия Сирийской церкви и сомнения Дионисия
Александрийского.
Евсевий Кесарийский дает 3 разряда новозаветных книг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.