Важнейшие моменты истории новозаветного канона, страница 2

Тертуллиан Карфагенский знает 4  Евангелия,  13  посланий ап. Павла (кроме Евр.), кн. Деяний, 1 Ин., 1 пет., Иуд. и Апок.

Церковь в Галлии

В каноне  св.  мч.  Иринея Лионского (200 г.) перечислены все книги, за исключением 2 Пет. и Иуд.

Св. Ириней знал Евр.  и пользовался им в "Против ересей".

Канон Иринея Лионского содержит 4 Евангелия,  книгу Деяний, 13

посланий ап. Павла (кроме Евр.), 1 Пет., 1 и 2 Ин. и Апок.

Во 2 веке термин  "Новый  Завет"  как  название  сборника новозаветных книг  еще не был общепринятым.  Он,  в частности, отсутствует у Иринея Лионского.

Св. мч.  Ириней  Лионский  принял  двухчастную  структуру новозаветного канона - "Эвенгэлион" и  "Апостоликон",  которая впервые появилась  у  Маркиона.  У  Иринея  впервые указано на

Четвероевангелие как  на  единое   целое   в   принятой   нами последовательности Мф.,  Мк.,  Лк.,  Ин. Ни Маркион, ни Татиан еще не воспринимали евангельские  тексты  как  священные,  тем более как  единое  целое.  Поэтом  у Маркиона было только одно

Евангелие от  Луки,  "отредактированное"  им  произвольно,   а

Татиан заменил   Четвероевангелие  собственной  гармонизацией, согласованием - диатессароном.

Александрийская церковь

Канон Климента Александрийского (конец 2 - начало 3 в.) и

Оригена (250 г.).

По словам   Евсевия   Кесарийского,   Климент   в   своих начертаниях (ипотипозах)   цитирует  все  новозаветные  книги, включая 2 Пет., хотя его цитаты довольно свободны.

О Евр.  Климент  говорит,  что  оно  принадлежит  Павлу и написано им к евреям на еврейском  языке,  но  Лука  тщательно перевел его и издал для эллинов.

В отношении апокрифов Климент Александрийский пользовался

Апок. Петра,  посланием Варнавы,  посланием Климента Римского,

"Пастырем" Ермы,  Учением 12-ти апостолов,  но не  считал  эти книги священными.

По свидетельству  Оригена,   общепризнанными   в   Церкви являются 4 Евангелия,  13 посланий ап. Павла, Деяния, 1 Пет. 1

Ин. и  Апок.  Послание  к  Евреям  Ориген  считает  по   мысли

Павловым, а  "кто  именно написал послание,  об этом по истине знает только Бог".  Но он часто цитирует Евр.  как  несомненно

Павлово и каноническое.

О 2 Пет. Ориген говорит, что оно оспаривается, но в своих комментариях часто им пользуется.

О 2 и 3  Ин.  Ориген  выражается  довольно  нерешительно:

"оставил (в списке книг), может быть, второе и третье, хотя не все признают их за подлинные".

В отношении    Иак.    Ориген    употребляет    выражение

"обращающееся под  именем  Иакова".  О  Иуд.  он   говорит   в сослагательном наклонении:  "если  кто  и  принимает  послание

Иуды".

Сам Ориген считал 2 и 3 Ин.,  как и Иуд.,  апостольскими, подлинными.

Во времена Оригена в Александрийской церкви спорными были

2 Пет., 2 и 3 Ин., Иак., Иуд. и Евр.

Дионисий Александрийский   (260  г.)  в  полемике  против хилиастов отвергает  принадлежность  Апок.  Иоанну  Богослову, ссылаясь на различие стиля и мысли Апок. от Евангелия Иоанна и

1 Ин. Это сомнение оказало влияние на Евсевия Кесарийского.

Евсевий Кесарийский

По его словам, " на первом месте надобно поставить святую четверицу Евангелий.   За   ними  следует  писание  о  Деяниях

Апостолов; после этого должны войти в список  послания  Павла, за которыми  надобно  дать  место  обращающемуся  1 Иоанна и 1

Петра и,  наконец,  как кажется, поместить и Апок. Иоанна. Эти писания признаны всеми (омологумэнос)".

Евр. причисляется к "омологуменам",  хотя Евсевий и знает о его пререкаемости.

Удивляет двойственное,    сомневающееся,    нерешительное отношение Евсевия  к  подлинности  Апок.,  который  несомненно признается Климентом  и  Оригеном.  Видимо,  здесь   сказалось влияние на   Евсевия  Сирийской  церкви  и  сомнения  Дионисия

Александрийского.

Евсевий Кесарийский  дает  3  разряда  новозаветных книг.