Лекции, прочитанные в Свято-Тихоновском богословском институте
Лекция 8
В прошлый раз мы остановились на "Блаженны плачущие..." и на плаче должном и недолжном. И выяснили, что печаль по Бозе - печаль во спасение, а печаль мирская - к смерти. Ни много ни мало прямо-таки к смерти.
Какие же плачущие блаженны?
Разбирая Священное Писание, мы находим отдельные места. Например, апостол Иаков в своем Послании (5:1-4) говорит: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа".
Вот кому он предлагает плакать - тем, кто роскошествовал на земле и наслаждался и напитал сердца свои как бы на день заклания. О том же по существу говорил Господь, когда нес Свой крест и женщины плакали о Нем плотским плачем, сострадая страдающему по плоти человеку. Он говорил им: "Не о Мне плачьте, дщери Израильские, но плачьте о себе и о детях ваших", которые пребывают в слепоте и которые кричали: "Распни его!", и которые будут смеяться и укорять Его на кресте. Посмотрим Послание к Римлянам апостола Павла (12:15): "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими". Плач с плачущими - такой плач тоже поощряется. Кто умеет сострадать и не просто плакать с плачущими о плотских бедах, а именно сострадать; не потому плакать, что тяжело, плакать о плотских бедах, а именно человек плачет и разделить с ним его скорбь или - плакать о том, что он не о том плачет - к этому тоже побуждает апостол.
В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет (5:1-2): "Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело". Это плач о нечистоте Церкви.
Много среди нас греха, много недостойного, и плач об этом апостол поощряет.
Послание к Римлянам (9:2-3):"Истину говорю во Христе. не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (т.е. израильтян, которые в основной своей массе не приняли Господа). Он плакал, и это была великая печаль о заблуждениях тех, кому надлежало первыми откликнуться на призыв Господа.
"Послание к Коринфянам (5:1-5): "Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью".
Это плач о несовершенстве нашего мира, пораженного грехом. Желание облечься, ощущение, что мы нагие, что мы не на родине, не дома, а странники на этой земле; ощущение того, что мы - несовершенные нищие, - об этом плач тоже блаженный.
Когда Господь в последний раз беседовал со Своими учениками (Ин. 16:20-22), Он говорил им: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца,, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".
Печаль о Господе, которая охватила апостолов - о потере Его как любимого Учителя, Наставника, Того, Кто говорил им о вечной жизни. Эта печаль, этот плач тоже был блаженным плачем, который должен был завершиться неизбежно радостью, которую никто не может отнять.
Вот какие плачущие блаженны.
"Блаженны кроткие, - говорит Господь, - ибо они наследуют землю". Нищий, поистине ощущающий свою нищету, не может быть гневливым. И плачущий о своих грехах тоже не может быть гневливым. Только разве плачущий со скрежетом зубов, с кусанием локтей, плачущий не о том, что он оскорбил Божье величие, и припавший пред Ним, и молящийся, и плачущий, чтобы Господь простил его, но плачущий и кусающий локти от того, как он мог так согрешить, как он мог такое сделать - такой склонен к гневу, потому что плач его от гордости. Не потому он плачет, что пал, а потому, что не может быть как Бог, не может быть не падающим, не может быть великим. Вот такой может быть гневливым.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.