О чем это говорит? О том, что совершилось прощение, его возвращение к жизни, а для него оно как будто и не совершилось, как будто его и не было.
Он не принял, не понял, не почувствовал. И мы это видим через его немилосердие к другому. И совершенно справедливо: как мертвый, как не способный принять оправдание, он был подвержен наказанию. И государь "отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга". А как отдать этот долг? Никогда и никак его не отдать. "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Наше прощение ближнего, наша милость к нему свидетельствуют о степени приятия нами божественной милости.
Но до какой степени должна простираться милость к другому человеку? К кому, на кого она может распространяться; в какой мере мы должны ее оказывать? Об этом говорит нам притча о добром самарянине (Лк. 10:30). Некий человек был ограблен и избит разбойниками. И вот нашелся человек, который не прошел мимо него, хотя двое первых прошли - священник и левит, бывшие пострадавшему единоверцами, единоплеменниками. Они прошли мимо, спеша на службу для более великих дел. А иноплеменник, иноверец не прошел и оказал ему милость. Он оказал ему первую помощь и мог бы оставить его, сказав: я уже сделал доброе дело, ты лежи, а я спешу. Но он посадил его на своего осла и привез в гостиницу и там за ним ухаживал.
Казалось бы, куда больше? Но вот он уходит и дает хозяину денег и просит: ухаживай за ним, вот тебе деньги, а если не хватит, то я вернусь и возмещу. Милость его простирается бесконечно, до конца. Это пример для всех нас.
Это милость к человеку, оказавшемуся в физических обстояниях. А вот милость к согрешившему против нас брату. Об этом Господь тоже ответил апостолу Петру (Мф. 18:21-22): "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз".
В другом месте сказано, что сколько раз обратится к тебе брат твой и скажет тебе: каюсь, прости меня, - столько раз ты и должен его простить.
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
Эта заповедь связана с предыдущей. Чистота сердца следствие всецелого предания себя Богу. Самарянин не мог ни в чем себя укорить, потому что он сделал все, что возможно было сделать для человека, попавшего в беду. Он был чист сердцем, ибо сделал это не из корыстных побуждений, а из глубины сердца, т.к. в нем явилась милость к человеку.
Чистое сердце - это сердце, в котором нет противных Богу помыслов, где нет гордыни, самолюбия, тщеславия, смущения, или страха, или страсти. Когда не укоряет совесть в том, что не до конца что-то сделано. Таковые Бога узрят. Когда мы открываемся Богу, освобождаемся от всего чуждого Богу в себе (душа наша по природе своей христианка, ибо создана по образу и подобию Божию), тогда будет нам открываться Бог.
1 Кор. 13:12 - апостол Павел говорит о том, что и там мы увидим Бога, потому что сподобимся быть с Ним, и здесь мы уже способны быть с Богом, но видим его не во всей полноте, а "как бы через тусклое стекло, гадательно". Мы видим не Самого Бога, а Его дела. Человек, который не смущается различными помыслами, во всех делах видит руку Божию, Его Промысел, Его любовь и заботу. И у него нет сомнения в том, что это сделал Господь, это от Него, Им послано, Им попущено - везде он видит Господа, потому что сердце чисто у него и истина ему открывается. Потом уже он увидит Господа лицом к лицу. Потому что когда в сердце нет ничего чуждого, тогда невозможно не видеть Бога, ведь он поистине есть на самом деле, и дела Его есть, и ни один волос не упадет с нашей головы без Его воли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.