Л Е К Ц И Я 1
Мне кажется, разумно будет начать второй семестр с
Евангелия от Иоанна и посвятить этому первую лекцию. Там есть очень много бесед Господа Иисуса Христа, которые сохранил и донес до нас только Иоанн Богослов, наставляемый Духом Святым.
Все эти беседы очень важны, это основа нашего православного богословия. Образ богословствования, темы богословские все заданы и четко обозначены этими несколькими беседами, которые приводит Иоанн Богослов.
Мы знаем, что это Евангелие было написано после трех так называемых синоптических Евангелий, где с одной точки зрения три евангелиста описывают в основном человеческую жизнь
Господа Иисуса Христа. И, как мы знаем из церковной истории, когда в конце 1 века появилась так называемая ересь евионитов, которая сводила Иисуса Христа просто к человеку (это была первая такая попытка), пусть выдающемуся, замечательному - но просто к обыкновенному человеку.
Когда Иоанну Богослову показали три синоптических
Евангелия (он жил тогда в Малой Азии, в провинции Асия), он счел нужным написать свое, четвертое Евангелие, где он не останавливается подробно на том, о чем говорили синоптики, а говорит о том, что еще не было сказано, не стало достоянием всей Церкви. Потому что истина, хотя и была явлена в Господе нашем Иисусе Христе во всей полноте, когда Он жил и проповедовал, когда Он вершил дело нашего спасения, но раскрывалась она постепенно.
Так, не сразу было раскрыто и о Приснодевстве Божией
Матери, сначала Ее просто считали матерью Иисуса. Потом уже, постепенно, стало возможным говорить и о таинстве, связанном с
Нею. Так и во всем прочем: человек не может сразу все вместить и Господь постепенно через Своих апостолов открывает истину.
Итак, четвертое Евангелие принадлежит Иоанну Богослову.
Когда Иоанн Златоуст говорит об Иоанне Богослове (у него есть целый том, посвященный Евангелию от Иоанна), то он сначала спрашивает: а нужно ли нам вообще говорить о биографии, о жизни его? Потому что автор всего Св. Писания не человек;
когда автор человек, нам важно все о нем знать, но поскольку автор Св.Писания - Святый Дух (и мы об этом никогда не должны забывать), то стоит ли говорить о человеке? А потом он говорит, что если уж и говорить о самом евангелисте, то говорить надо о том, насколько неизмеримо мал он по сравнению с тем великим, что совершил через него Бог; насколько видно в сопоставлении самого евангелиста с его словами, как поистине
Дух Божий действовал через этого человека и открывал то, что
Он передал нам. Иоанн Златоуст подчеркивает, во-первых, что произошел евангелист из Галилеи - земли самой захолустной и самой презренной, и даже называет ее землей языческой. Что отец его был низкого рода и ремесло его было одним из самых низких (он был рыболовом). Чтобы как-то усугубить этот контраст, Иоанн Златоуст пишет, что ремесленники обычно не учат детей своему ремеслу, потому что важно научить их чему-то более высокому. А этот человек был настолько скудной жзни, что даже оба его сына должны были ловить вместе с ним рыбу. И
застаем мы их в тот момент, когда они чинят сети - казалось бы, картина бедности перед нами, некой социальной приниженности. Но какие высоты богословия нам открываются через Иоанна Богослова!
Евангелие от Иоанна начинается с пролога. В прошлом семестре мы говорили о прологе, о беседе с Никодимом, но мало, и хочется еще раз сказать об этом, подчеркнуть взаимосвязь того и другого повествования.
Начинает Иоанн Богослов свое Евангелие так: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Это звучит как бы в противовес Ветхому Завету, который начинается иначе:
"В начале сотворил Бог небо и землю". Иоанн Богослов говорит:
"В начале было Слово". То есть в начале, когда еще ничего не существовало, не началось еще ни время, ни пространство, ни материя, уже было Слово. Не говорит "в начале был Бог" - но "в начале было Слово". "И Слово было у Бога". Славянский текст точнее переводит: "И Слово было к Богу". Здесь подчеркивается ипостасность, личностная самостоятельность Слова. С одной стороны, Слово было у Бога, а с другой - оно было к Богу как самостоятельное и у Бога как происходящее из Его Существа.
В Ветхом Завете мы тоже находим слова о Слове. Ветхий
Заветпостепенно подводит к истине, постепенно подводит к троичности Божества. Сначала говорится о Едином Боге, потом как бы о множественности Бога: "Сотворим человека..." Где-то дается тройное повторение Божества, например, в книге Числ, когда Господь учит через Моисея, как благословлять народ (три раза повторяются благословляющие слова). Говорится о
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.