Симона Петра". А второй, как известно, был сам Иоанн Богослов.
Может быть, Иоанн Златоуст нарочито сгущает краски, говоря о его не то чтобы невежестве, но о неграмотности, чтобы подчеркнуть высоту того слышанного от Иисуса, что он нам возвестил. Но был он учеником Иоанна Крестителя, т.е. ищущим человеком, чающим спасения.
Андрей "первый находит брата своего Симона и говорит ему:
мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу.
Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день
Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки,
Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из
Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын
Божий, Ты Царь Израилев".
От нас сокрыто то, что было под смоковницей. Но вот, например, Димитрий Ростовский, когда пишет о житии Нафанаила, говорит, что под этой смоковницей он предавался чтению
Св. Писания и в какой-то миг, когда он читал пророчество об
Иисусе, то Господь, Всеведущий и Вездесущий, был с ним и как-то духовно прикоснулся к его сердцу именно в этот момент, и Нафанаил почувствовал это Божественное прикосновение. И
когда он услышал опять эти слова из уст этого человека ("Я
видел тебя под смоковницею", я знаю, что ты там делал и что было в твоем сердце), то сразу Его узнал и понял, что это Сын
Божий, Царь Израилев. Он узнал то прикосновение духовное и слова, которые произнесли уста этого человека.
"Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И
говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну
Человеческому".
Это Евангелие, как вы помните, читается в день Торжества
Православия в первую неделю Великого Поста, т.е. когда была побеждена иконоборческая ересь. Не случайно оно читается, потому что эти слова: "Отныне будете видеть небо отверстым и
Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому".
"Будете видеть", и икона для нас - как знамя, как свидетельство того, что Бог стал человеком, что Слово действительно стало плотию, что был в мире Бог, что были Его святые, что была в мире Божия Матерь. Их могли видеть, их могли изображать и их образы донести до нас. И Господь говорит: "Будете видеть". И не только Его, но даже и "Ангелов
Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому".
Ангелов, которые есть духи, но которые могут принимать облик и быть видимыми. Иконы наши об этом свидетельствуют, и мы их чтим и поклоняемся тем, кто на них изображен.
Это "приди и посмотри" тоже должно быть характерно для православия. Мы не должны бы доказывать, почему истина у нас, мы не должны приводить какие-то слова, мы должны были бы сказать просто людям, которые ищут истинной веры: "Приди и посмотри". Можем ли мы это сказать? Мы этого сказать не можем, и в этом наша беда.
03.09.94.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.