Евангелия от Иоанна. Беседы Господа Иисуса Христа, страница 11

Симона Петра". А второй, как известно, был сам Иоанн Богослов.

Может быть,  Иоанн Златоуст нарочито сгущает краски,  говоря о его не   то   чтобы  невежестве,  но  о  неграмотности,  чтобы подчеркнуть высоту того  слышанного  от  Иисуса,  что  он  нам возвестил. Но был он учеником Иоанна Крестителя,  т.е.  ищущим человеком, чающим спасения.

Андрей "первый находит брата своего Симона и говорит ему:

мы нашли Мессию,  что значит:  Христос; и привел его к Иисусу.

Иисус же,  взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа,  что значит:  камень (Петр).  На другой  день

Иисус восхотел  идти  в  Галилею,  и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.  Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того,  о Котором  писали  Моисей  в  законе  и  пророки,

Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из

Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус,  увидев  идущего к Нему Нафанаила,  говорит о нем: вот  подлинно  Израильтянин,  в  котором  нет  лукавства.

Нафанаил говорит Ему:  почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ:  прежде нежели позвал тебя Филипп,  когда ты был  под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын

Божий, Ты Царь Израилев".

От нас  сокрыто  то,  что  было под смоковницей.  Но вот, например, Димитрий Ростовский,  когда пишет о житии Нафанаила, говорит, что   под   этой  смоковницей  он  предавался  чтению

Св. Писания и в какой-то миг,  когда он читал  пророчество  об

Иисусе, то  Господь,  Всеведущий  и  Вездесущий,  был  с ним и как-то духовно прикоснулся к его сердцу именно в этот  момент, и Нафанаил  почувствовал  это  Божественное  прикосновение.  И

когда он услышал опять эти слова из  уст  этого  человека  ("Я

видел тебя  под смоковницею",  я знаю,  что ты там делал и что было в твоем сердце),  то сразу Его узнал и понял, что это Сын

Божий, Царь  Израилев.  Он  узнал  то прикосновение духовное и слова, которые произнесли уста этого человека.

"Иисус сказал  ему в ответ: ты веришь,  потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею;  увидишь больше сего.  И

говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну

Человеческому".

Это Евангелие,  как вы помните, читается в день Торжества

Православия в  первую неделю Великого Поста,  т.е.  когда была побеждена иконоборческая  ересь.  Не  случайно  оно  читается, потому что  эти слова:  "Отныне будете видеть небо отверстым и

Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну  Человеческому".

"Будете видеть",   и   икона   для   нас   -  как  знамя,  как свидетельство того,  что  Бог  стал   человеком,   что   Слово действительно стало плотию,  что был в мире Бог,  что были Его святые, что была в мире Божия  Матерь.  Их  могли  видеть,  их могли изображать  и  их  образы  донести  до  нас.  И  Господь говорит: "Будете видеть".  И не только Его, но даже и "Ангелов

Божиих, восходящих   и   нисходящих   к  Сыну  Человеческому".

Ангелов, которые есть духи, но которые могут принимать облик и быть видимыми.  Иконы  наши  об этом свидетельствуют,  и мы их чтим и поклоняемся тем, кто на них изображен.

Это "приди  и  посмотри"  тоже должно быть характерно для православия. Мы не должны бы доказывать,  почему истина у нас, мы не  должны  приводить  какие-то  слова,  мы  должны были бы сказать просто людям,  которые ищут истинной  веры:  "Приди  и посмотри". Можем ли мы это сказать? Мы этого сказать не можем, и в этом наша беда.

03.09.94.