Свет, Который не может объять тьма, Который есть жизнь, - и вдруг об этом Свете должен свидетельствовать миру человек. То есть настолько человечество отпало от Света в тьму, что уже не может видеть этого Света. Как часто бывает у нас, когда мы еще только пробираемся к истине, мы не можем читать Евангелие, потому что там только свет чистый, мы не можем читать христианскую литературу, а можем читать какие-нибудь романы, где что-нибудь говорится, скажем, о христианстве, где есть какая-то доля истины, какая-то правда, но правда эта растворена в густом растворе лжи, человеческих страстей. Там должна быть фабула, должно быть движение какое-то сюжетное, и все это должно быть интересно для нас. Допустим, это связано с христианством, герои будут христиане, и сверкнет для нас какая-то искорка, и только это мы и можем воспринимать.
Иоанн Креститель пришел, чтобы свидетельствовать о Свете, человек пришел свидетельствовать о Том Свете, Который не может поглотить тьма, до того мир, сотворенный Богом, отпал от Него.
Далее говорит апостол: "Он не был Свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете". Тут открывается новая проблема, которая дальше тоже будет находить свое развитие. Он небыл свет, подчеркивает апостол, потому что для грешного человека свойственно принимать за истинный Свет посланника, который только свидетельствует о Свете. Конечно, был некоторый соблазн, связанный с Иоанном (потом об этом тоже будет сказано в Евангелии), настолько была велика его личность и необыкновенная вся его судьба. Его рождение было у всех в памяти и то, что он был в пустыне до свидетельства своего
Израилю - это величие личности Иоанна Крестителя было для некоторых соблазном. Люди склонны были его считать за Того, о
Ком он пришел только свидетельствовать.
А далее опять Евангелие возвращается к Свету, опыть говорится: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал". Опять говорит о том же Иоанн
Богослов. Сначала нарисована как бы космическая картина противостояние света и тьмы в мире, а тут идет некоторое сужение смысла и уже говорится о человеках, о конкретном промыслительном действии этого Света: "Был Свет истинный,
Который просвещает всякого человека, грядущего в мир". Сначала было сказано: "Жизнь была свет человеков", а здесь говорится более подробно: "Свет, Который просвещает всякого челдовека, грядущего в мир". То есть всякий человек, который приходит в мир, просвещен этим Светом.
Есть такое выражение: "Всякая душа христианка". Значит, на всякой душе, которая приходит в мир, как бы ставится печать
Божественная, какое-то происходит с ней Божественное просвещение, какие-то главные знания закладываются в его душу.
И часто бывает, что мы как вспоминаем что-то, потому что если бы не было в нас понятия о Божественном, не было бы жажды
Божественного, все слова были бы для нас пустыми. Но эта жажда в нас заложена - искание истины, искание Бога. В нас вдунут дух Его жизни - это в нас есть, это результат просвещения истинным светом всякого человека, грядущего в мир. Он нас всех просветил.
"В мире был", - говорится дальше. То есть в мире был, в самые недра этой тьмы спустился. И мало того, мир чрез Него начал быть. "И мир Его не познал". В этих словах - весь трагизм Нового Завета, пришествия Бога в мир. Что Он просвещает всякого человека, что Он в мире был, в самых глубинах нашего бытия, и мир чрез Него начал быть, то есть на всем в мире Его печать, не только на душе человеческой - и все-таки мир Его не познал.
А дальше идет еще большее сгущение этого трагизма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.