Евангелия от Иоанна. Беседы Господа Иисуса Христа, страница 4

Свет, Который не может объять тьма,  Который есть жизнь,  -  и вдруг об этом Свете должен свидетельствовать миру человек.  То есть настолько человечество отпало от Света в тьму, что уже не может видеть этого Света. Как часто бывает у нас, когда мы еще только пробираемся к истине,  мы не  можем  читать  Евангелие, потому что   там  только  свет  чистый,  мы  не  можем  читать христианскую литературу,  а можем читать какие-нибудь  романы, где что-нибудь  говорится,  скажем,  о христианстве,  где есть какая-то доля  истины,  какая-то   правда,   но   правда   эта растворена в густом растворе лжи,  человеческих страстей.  Там должна быть фабула,  должно быть движение какое-то сюжетное, и все это должно быть интересно для нас. Допустим, это связано с христианством, герои  будут  христиане,  и  сверкнет  для  нас какая-то искорка, и только это мы и можем воспринимать.

Иоанн Креститель пришел, чтобы свидетельствовать о Свете, человек пришел свидетельствовать о Том Свете, Который не может поглотить тьма, до того мир, сотворенный Богом, отпал от Него.

Далее говорит  апостол:  "Он не был Свет,  но был послан, чтобы свидетельствовать  о  Свете".  Тут   открывается   новая проблема, которая дальше тоже будет находить свое развитие. Он небыл свет,  подчеркивает апостол,  потому  что  для  грешного человека свойственно  принимать  за  истинный Свет посланника, который только свидетельствует о Свете. Конечно, был некоторый соблазн, связанный с Иоанном (потом об этом тоже будет сказано в Евангелии),   настолько   была   велика   его   личность   и необыкновенная вся  его  судьба.  Его  рождение  было у всех в памяти и то,  что он был в  пустыне  до  свидетельства  своего

Израилю -  это  величие  личности  Иоанна  Крестителя было для некоторых соблазном.  Люди склонны были его считать за Того, о

Ком он пришел только свидетельствовать.

А далее  опять  Евангелие  возвращается  к  Свету,  опыть говорится: "Был  Свет  истинный,  Который  просвещает  всякого человека, грядущего в мир.  В мире был,  и мир чрез Него начал быть, и  мир  Его  не  познал".  Опять  говорит о том же Иоанн

Богослов. Сначала  нарисована  как  бы   космическая   картина противостояние света  и  тьмы  в  мире,  а  тут идет некоторое сужение смысла и  уже  говорится  о  человеках,  о  конкретном промыслительном действии  этого  Света:  "Был  Свет  истинный,

Который просвещает всякого человека, грядущего в мир". Сначала было сказано:  "Жизнь была свет человеков",  а здесь говорится более подробно:  "Свет,  Который просвещает всякого челдовека, грядущего в мир".  То есть всякий человек,  который приходит в мир, просвещен этим Светом.

Есть такое выражение:  "Всякая душа христианка".  Значит, на всякой душе, которая приходит в мир, как бы ставится печать

Божественная, какое-то    происходит    с   ней   Божественное просвещение, какие-то главные знания закладываются в его душу.

И часто бывает,  что мы как вспоминаем что-то, потому что если бы не было в нас понятия о  Божественном,  не  было  бы  жажды

Божественного, все слова были бы для нас пустыми. Но эта жажда в нас заложена - искание истины,  искание Бога.  В нас  вдунут дух Его  жизни  -  это  в нас есть,  это результат просвещения истинным светом всякого человека, грядущего в мир. Он нас всех просветил.

"В мире был",  - говорится дальше.  То есть в мире был, в самые недра  этой тьмы спустился.  И мало того,  мир чрез Него начал быть.  "И мир Его не  познал".  В  этих  словах  -  весь трагизм Нового   Завета,   пришествия   Бога  в  мир.  Что  Он просвещает всякого человека,  что  Он  в  мире  был,  в  самых глубинах нашего бытия,  и мир чрез Него начал быть, то есть на всем в мире Его печать,  не только на душе  человеческой  -  и все-таки мир Его не познал.

А дальше  идет  еще  большее  сгущение  этого   трагизма.