"И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет". В
Ветхом Завете было такое предание - ожидание Илии. Мы знаем, что Илия был взят на небо и что он должен прийти, как верит
Церковь, в последние времена, чтобы обличить Антихриста. Мы знаем, что два свидетеля должны будут прийти, которые не прошли врата смерти, - Енох, который был взят живым, и Илия, который тоже был взят на небо живым на огненной колеснице.
Обратите внимание - его спрашивают: "Ты Илия? Он сказал: нет".
Этот ответ должен быть исчерпывающим ответом на всякие попытки найти в Евангелии подтверждение учению о том, что будто бы есть перевоплощение душ, что будто бы Иоанн Креститель - это и есть Илия, душа которого пришла в Иоанне Крестителе.
Но, во-первых, надо помнить, что Илия не умер еще, а во-вторых, это его прямое свидетельство - ответ на вопрос: "Ты
Илия?". Он отвечает: "Нет". Это должно быть для нас всегда ясным ответом всяким "илихианцам". Его спросили: "Пророк? Он отвечал: нет". "Пророк" - здесь такая грамматическая форма, что не просто пророк, потому что пророков было много, а пророк, который тот самый, о котором говорил Моисей: "Пророка воздвигнет вам Господь, как Меня; его слушайтесь во всем.
Всякая душа, которая не послушает того пророка, та истребится из нарда". Его спрашивают: "Пророк?" - "Он отвечал: нет.
Сказали ему: кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас:
что ты скажешь о себе самом?"
И вот этот человек так свидетельствует о себе: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк
Исаия". Этот человек называет себя всего лишь гласом, который прозвучал где-то 700 лет назад. Он ценит себя не как человека, а только тем призванием, которым призвал его Господь и которое он пришел выполнить. И для него выполнить это призвание - в этом вся жизнь, все определение своей сущности и своего назначения в мире: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь
Господу". Больше Иоанн Креститель себя никем не считает.
"Что же ты крестишь?, - спрашивают его фарисеи, - если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете".
Был спор о крещении Иоанновом: что это за крещение? Он сам подчеркивает: я крещу только в воде. Ветхий Завет как имеющий в себе много прообразовательного из Нового Завета, того, что там раскрылось во всей полноте, говорит о водном омовении, о водном крещении - окунании, обмакивании, погружении в воду. Были ритуальные омовения, но эти омовения не давали полного очищения. Было сказано, например, о том, кто невольно осквернился прикосновением к чему-то нечистому: пусть омоет свои одежды. И не сказано, что после этого он будет чист, а сказано: "и нечист будет до вечера". То есть омовение еще не предполагало очищения, должен был еще наступить некий вечер, чтобы это омовение действительно стало очищающим.
Иоанн Креститель говорит: "Я крещу вас в воде". Только в воде, и еще должен прийти как бы некий вечер, чтобы это крещение стало чем-то важным и существенным. "Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Вот как он определяет: среди вас стоит Некто, и вся сущность Его для этих людей, что они его не знают. И опять - парадоксальное определение: "Он-то идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его". Вот какими осторожными словами он прикасается к Сыну Божьему, Который идет за ним. Не спешит говорить, не спешить открывать тем, кто не может вместить, а говорит через отрицательные определения, через выражение своего недостоинства перед Ним и через Его причастность и к времени, и к вечности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.