Евангелия от Иоанна. Беседы Господа Иисуса Христа, страница 8

"И спросили его:  что же?  ты Илия?  Он сказал:  нет".  В

Ветхом Завете  было такое предание - ожидание Илии.  Мы знаем, что Илия был взят на небо и что он должен  прийти,  как  верит

Церковь, в  последние времена,  чтобы обличить Антихриста.  Мы знаем, что два  свидетеля  должны  будут  прийти,  которые  не прошли врата смерти,  - Енох,  который был взят живым, и Илия, который тоже был взят на небо  живым  на  огненной  колеснице.

Обратите внимание - его спрашивают: "Ты Илия? Он сказал: нет".

Этот ответ должен быть исчерпывающим ответом на всякие попытки найти в  Евангелии  подтверждение  учению о том,  что будто бы есть перевоплощение душ, что будто бы Иоанн Креститель - это и есть Илия, душа которого пришла в Иоанне Крестителе.

Но, во-первых,  надо помнить,  что Илия не  умер  еще,  а во-вторых, это его прямое свидетельство - ответ на вопрос: "Ты

Илия?". Он отвечает:  "Нет".  Это должно быть для  нас  всегда ясным ответом всяким "илихианцам".  Его спросили:  "Пророк? Он отвечал: нет".  "Пророк" - здесь такая  грамматическая  форма, что не  просто  пророк,  потому  что  пророков  было много,  а пророк, который тот самый,  о котором говорил Моисей: "Пророка воздвигнет вам  Господь,  как  Меня;  его  слушайтесь во всем.

Всякая душа,  которая не послушает того пророка, та истребится из нарда".  Его  спрашивают:  "Пророк?"  -  "Он отвечал:  нет.

Сказали ему:  кто же ты,  чтобы нам дать ответ пославшим  нас:

что ты скажешь о себе самом?"

И вот этот человек так свидетельствует о  себе:  "Я  глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк

Исаия".  Этот человек называет себя всего лишь гласом, который прозвучал где-то 700 лет назад. Он ценит себя не как человека, а только тем призванием, которым призвал его Господь и которое он  пришел  выполнить.  И для него выполнить это призвание - в этом вся  жизнь,  все  определение  своей  сущности  и  своего назначения в мире: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь

Господу". Больше Иоанн Креститель себя никем не считает.

"Что же ты крестишь?, - спрашивают его фарисеи, - если ты ни Христос,  ни Илия,  ни пророк?  Иоанн сказал им в ответ:  я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете".

Был спор о крещении Иоанновом:  что это за  крещение?  Он сам подчеркивает:  я  крещу  только  в воде.  Ветхий Завет как имеющий в себе много  прообразовательного  из  Нового  Завета, того, что   там   раскрылось   во   всей  полноте,  говорит  о водном омовении,  о водном крещении -  окунании,  обмакивании, погружении в воду.  Были ритуальные омовения,  но эти омовения не давали полного очищения. Было сказано, например, о том, кто невольно осквернился прикосновением к чему-то нечистому: пусть омоет свои одежды.  И не сказано,  что после  этого  он  будет чист, а сказано:  "и нечист будет до вечера". То есть омовение еще не предполагало очищения,  должен был еще наступить  некий вечер, чтобы это омовение действительно стало очищающим.

Иоанн Креститель говорит:  "Я крещу вас в воде". Только в воде, и  еще  должен  прийти  как  бы  некий вечер,  чтобы это крещение стало чем-то важным и существенным.  "Я крещу  вас  в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Вот как он определяет:  среди вас стоит Некто,  и вся сущность Его для этих людей,  что  они  его не знают.  И опять - парадоксальное определение: "Он-то идущий за мною,  но Который  стал  впереди меня. Я  недостоин  развязать ремень у обуви Его".  Вот какими осторожными словами он прикасается  к  Сыну  Божьему,  Который идет за ним. Не спешит говорить, не спешить открывать тем, кто не может вместить,  а говорит через отрицательные определения, через выражение  своего  недостоинства  перед  Ним и через Его причастность и к времени, и к вечности.