Премудрости в Ветхом Завете. В Притчах Соломона дается развернутая картина Премудрости Божией: "Премудрый создай себе дом и положи столпов семь..." Говорится об ипостасной
Премудрости, и богословы, конечно, потом толковали это место как говорящее о Сыне Божием Иисусе Христе, Который есть
Премудрость и Слово Божие.
Конечно, это никакая не четвертая Ипостась - София,
Премудрость Божия, как некоторые софиологи начала нашего века об этом мыслили, которые усматривали нечто женское в Божестве.
Под Премудростью всегда понимается Сам Господь Иисус Христос.
Постепенно раскрывалась троичность Божества. В том числе у пророка Исайи (55:10-11) говорится, например, о силе слова
Божиего: "Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,
- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что
Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его".
Конечно, здесь может говориться и о слове Божием как энергии Божией, о всяком промыслительном деле Божием, которое никогда не проходит бесследно, но всегда приносит совершает, приносит плоды. Конечно, здесь говорится прообразовательно и о
Слове Божием как Единородном Сыне, Который по воле Отца пришел на землю, совершил то, что должен был совершить, и опять вознесс на небо.
"И Слово было у Бога (или "Слово было к Богу"), и Слово было Бог". Так подробно говорит Иоанн Богослов: что Оно было в начале, что Оно было вне времени и пространства, что Оно было к Богу, т.е. имело самостоятельную Ипостась (было личностным)
и в то же время говорит, что Слово было Бог, прямо называет
Его Богом. Пока он не употребляет понятий "Отец" и "Сын", но постепенно приходит и к этому.
Евангелист часто повторяет некоторые понятия, чтобы как-то подчеркнуть их с новой стороны, развернуть более подробно, конкретизировать. "Оно было в начале у Бога", т.е.
чтобы не разделить Слово от Самого Бога, он опять сказал, что
Оно было у Бога, что Оно было Бог, опять возвращает его как бы в лоно Бога Отца.
"И все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". Вот это "все через Него начало быть" это то, что в нашем Символе веры говорится словами: "Имже вся быша" (т.е. "через Него все начало быть"). Как бы предчувствуя человеческое лукавство, человеческую готовность всегда как-то уйти от истины, как бы найти оправдание своим ложным истинам, евангелист тут же подчеркивает: "И без Него ничто не начало быть" Сначала он говорит: "Через Него все начало быть", а потом: "И без Него ничто не начало быть, что начало быть", т.е. двойным образом подчеркивает через указание положительного действия и через ............... всего отрицательного, что противоречит, он хочет со всех сторон показать истину, чтобы никто не мог лукавым словом как бы расщепить эту целостность.
"И в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". Жизнь и свет здесь являются как бы синонимами. Что такое жизнь?
Жизнь была свет человеков. Что такое свет? Понятие света у
Иоанна Богослова встречается очень часто, оно проходит через все его Евангелие как бы с разных сторон. Если говорить о материальном свете, то это - то, что позволяет нам видеть, различать. И когда писатели церковные говорят нам о истине, знать которую нужно, чтобы ориентироваться правильно в жизни, чтобы не уклониться в погибель, чтобы илти по дороге правды, то они сравнивают истину именно со светом. Когда есть свет, мы знаем куда идти, мы можем выбрать правильную дорогу. Когда нет света, то тьма, и ничего не видно, и не знаем куда идем, и часть идем себе в погибель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.