Евангелия от Иоанна. Беседы Господа Иисуса Христа, страница 2

Премудрости в   Ветхом   Завете.  В  Притчах  Соломона  дается развернутая картина Премудрости Божией: "Премудрый создай себе дом и   положи   столпов   семь..."  Говорится  об  ипостасной

Премудрости, и богословы,  конечно,  потом толковали это место как говорящее  о  Сыне  Божием  Иисусе  Христе,  Который  есть

Премудрость и Слово Божие.

Конечно, это  никакая  не  четвертая  Ипостась  -  София,

Премудрость Божия,  как некоторые софиологи начала нашего века об этом мыслили, которые усматривали нечто женское в Божестве.

Под Премудростью всегда понимается Сам Господь Иисус Христос.

Постепенно раскрывалась троичность Божества.  В том числе у пророка Исайи (55:10-11) говорится,  например,  о силе слова

Божиего:  "Как  дождь  и  снег  нисходит  с  неба  и  туда  не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы  она  давала  семя тому,  кто сеет,  и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,

- оно  не  возвращается ко Мне тщетным,  но исполняет то,  что

Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его".

Конечно, здесь  может  говориться  и  о  слове Божием как энергии Божией,  о всяком промыслительном деле Божием, которое никогда  не проходит бесследно,  но всегда приносит совершает, приносит плоды. Конечно, здесь говорится прообразовательно и о

Слове Божием как Единородном Сыне, Который по воле Отца пришел на землю,  совершил то,  что должен  был  совершить,  и  опять вознесс на небо.

"И Слово было у Бога (или "Слово было к Богу"),  и  Слово было Бог". Так подробно говорит Иоанн Богослов: что Оно было в начале,  что Оно было вне времени и пространства, что Оно было к Богу,  т.е. имело самостоятельную Ипостась (было личностным)

и в то же время говорит,  что Слово было Бог,  прямо  называет

Его Богом.  Пока он не употребляет понятий "Отец" и "Сын",  но постепенно приходит и к этому.

Евангелист часто   повторяет   некоторые  понятия,  чтобы как-то подчеркнуть  их  с  новой  стороны,  развернуть   более подробно, конкретизировать.  "Оно было в начале у Бога",  т.е.

чтобы не разделить Слово от Самого Бога,  он опять сказал, что

Оно было у Бога, что Оно было Бог, опять возвращает его как бы в лоно Бога Отца.

"И все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". Вот это "все через Него начало быть" это то,  что в нашем Символе веры говорится словами: "Имже вся быша" (т.е. "через Него все начало быть"). Как бы предчувствуя человеческое лукавство,  человеческую готовность всегда как-то уйти от истины,  как бы найти оправдание своим ложным истинам, евангелист тут  же  подчеркивает:  "И без Него ничто не начало быть" Сначала он говорит:  "Через Него  все  начало  быть",  а потом: "И  без  Него  ничто не начало быть,  что начало быть", т.е. двойным    образом    подчеркивает     через     указание положительного действия    и   через   ...............   всего отрицательного, что противоречит,  он  хочет  со  всех  сторон показать истину,  чтобы  никто  не  мог  лукавым словом как бы расщепить эту целостность.

"И в Нем была жизнь,  и жизнь была свет человеков". Жизнь и свет здесь являются как  бы  синонимами.  Что  такое  жизнь?

Жизнь была  свет  человеков.  Что такое свет?  Понятие света у

Иоанна Богослова встречается очень часто,  оно проходит  через все его  Евангелие  как  бы  с разных сторон.  Если говорить о материальном свете,  то это - то,  что позволяет  нам  видеть, различать. И  когда  писатели  церковные говорят нам о истине, знать которую нужно,  чтобы ориентироваться правильно в жизни, чтобы не  уклониться в погибель,  чтобы илти по дороге правды, то они сравнивают истину именно со светом. Когда есть свет, мы знаем куда идти, мы можем выбрать правильную дорогу. Когда нет света, то тьма,  и ничего не видно,  и не знаем куда  идем,  и часть идем себе в погибель.