Евангелия от Иоанна. Беседы Господа Иисуса Христа, страница 3

Возможность различать  -  это  возможность   жить.   Свет предполагает свободу  выбора.  Один  греческий  мудрец говрил:

"Мыслю, следовательно,  существую".  Действительно,   мыслить, уметь выбирать    из    различных    понятий,    которые   нам представляются, из разных  вариантов  -  это  и  значит  жить.

Потому что  тот,  кто  не  может различать и выбирать,  тот не осознает себя,  не  отделяет  себя  от   мира,   находится   в совершенной тьме, не видя и не зная ничего. Так что свет - это возможность мыслить.  А мыслить - значит жить.  И  вот  жизнь, которая была не вне Него,  а в Нем Самом,  в Слове,  была свет человеков. То есть не просто она была разлита в человеков,  но она дала возможность жить всему существующему.

"И свет во тьме светит,  и тьма не объяла его".  Здесь  в коротких словах говорится то,  что потом будет разворачиваться в разных планах. В каких? Этот просвещающий свет - качественно иной, чем  все  остальное  бытие и весь сотворенный мир.  Весь тварный мир по сравнению с Самим Подателем жизни есть тьма.  В

этом смысле  даже  Ангелы,  которые  для нас являются светлыми духовными существами,  по сравнению с Богом Творящим,  с  этим светом,  который просвещает все в мире, как и все сотворенное, есть тьма.  И свет не развивается в  этой  тьме,  он  остается светом, а тьма остается тьмой.

Этот творящий,  дающий  жизнь  свет  остается   иным   по отношению  к тьме,  он не растворяется,  не сливается с тьмой.

Пантеизм учит,  что Бог растворен в мире. Индуизм тоже основан на том,  что в каждом человеке есть частица Божества,  что Оно как бы разлито во всех людях.  У индуистов нет молитвы -  есть мантры, как бы позывные, которые они подают Тому, Кто является

Богом по преимуществу,  чтобы быть вместе. У них нет покаянной молитвы,   этим   в  корне  отличается  православные  молитвы, сущность которых "Господи,  помилуй",  от этих мантр,  которые являются только позывными от своего к своим. Но сказано: "Свет во тьме светит".  Есть тьма, а есть свет. Свет не растворяется в  тьме,  не переходжит в тьму:  "И тьма не объяла его".  Свет этот светит  для  творения,  чтобы  все  больше  просвещать  и просветлять его.  Свет этот не бросил сотворенного, не оставил тьму предоставленной самой себе,  но все-таки светит во тьме и творчески промыслительно пребывает в творении, светит ему.

Далее сказано,  что тьма все же не объяла его.  Это  тоже может  быть  понято по-разному:  и в том смысле,  что тьмак не может познать,  объять до конца этот свет; и в том, что она не может поглотить его,  отождествить его с собой полностью. Тьма сама по себе кажется непобедимой и все  поглотившей,  но  свет одним  своим присутствием уничтожает ее без следа и делает как бы несуществующей.

"Тьма не объяла его". В последующих беседах все это будет раскрываться - и свет по отношению к  тьме,  и  дела  тьмы  по отношению к свету, и свет как судящий свет, пришедший в мир. А

пока говорится только,  что "и свет во тьме светит,  и тьма не объяла   его".   В   этих   строках   говорится   о   величии, непобедимости,  необъемлемости Бога Слово, Который есть жизнь,

Который есть  свет  и  Который  не  может  объять тьма.  Такая величественная картина  всего  тварного  мира  нарисована   по отношению к  Творящему Слову:  "Имже свя быша",  чрез Которого все начало быть.

И вдруг  дальше  говорится:  "Был  человек,  посланный от

Бога; имя  ему  Иоанн.  Он  пришел  для  свидетельства,  чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него". Этот