Возможность различать - это возможность жить. Свет предполагает свободу выбора. Один греческий мудрец говрил:
"Мыслю, следовательно, существую". Действительно, мыслить, уметь выбирать из различных понятий, которые нам представляются, из разных вариантов - это и значит жить.
Потому что тот, кто не может различать и выбирать, тот не осознает себя, не отделяет себя от мира, находится в совершенной тьме, не видя и не зная ничего. Так что свет - это возможность мыслить. А мыслить - значит жить. И вот жизнь, которая была не вне Него, а в Нем Самом, в Слове, была свет человеков. То есть не просто она была разлита в человеков, но она дала возможность жить всему существующему.
"И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Здесь в коротких словах говорится то, что потом будет разворачиваться в разных планах. В каких? Этот просвещающий свет - качественно иной, чем все остальное бытие и весь сотворенный мир. Весь тварный мир по сравнению с Самим Подателем жизни есть тьма. В
этом смысле даже Ангелы, которые для нас являются светлыми духовными существами, по сравнению с Богом Творящим, с этим светом, который просвещает все в мире, как и все сотворенное, есть тьма. И свет не развивается в этой тьме, он остается светом, а тьма остается тьмой.
Этот творящий, дающий жизнь свет остается иным по отношению к тьме, он не растворяется, не сливается с тьмой.
Пантеизм учит, что Бог растворен в мире. Индуизм тоже основан на том, что в каждом человеке есть частица Божества, что Оно как бы разлито во всех людях. У индуистов нет молитвы - есть мантры, как бы позывные, которые они подают Тому, Кто является
Богом по преимуществу, чтобы быть вместе. У них нет покаянной молитвы, этим в корне отличается православные молитвы, сущность которых "Господи, помилуй", от этих мантр, которые являются только позывными от своего к своим. Но сказано: "Свет во тьме светит". Есть тьма, а есть свет. Свет не растворяется в тьме, не переходжит в тьму: "И тьма не объяла его". Свет этот светит для творения, чтобы все больше просвещать и просветлять его. Свет этот не бросил сотворенного, не оставил тьму предоставленной самой себе, но все-таки светит во тьме и творчески промыслительно пребывает в творении, светит ему.
Далее сказано, что тьма все же не объяла его. Это тоже может быть понято по-разному: и в том смысле, что тьмак не может познать, объять до конца этот свет; и в том, что она не может поглотить его, отождествить его с собой полностью. Тьма сама по себе кажется непобедимой и все поглотившей, но свет одним своим присутствием уничтожает ее без следа и делает как бы несуществующей.
"Тьма не объяла его". В последующих беседах все это будет раскрываться - и свет по отношению к тьме, и дела тьмы по отношению к свету, и свет как судящий свет, пришедший в мир. А
пока говорится только, что "и свет во тьме светит, и тьма не объяла его". В этих строках говорится о величии, непобедимости, необъемлемости Бога Слово, Который есть жизнь,
Который есть свет и Который не может объять тьма. Такая величественная картина всего тварного мира нарисована по отношению к Творящему Слову: "Имже свя быша", чрез Которого все начало быть.
И вдруг дальше говорится: "Был человек, посланный от
Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него". Этот
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.